ИНОСЛАВНЫЕ - Страница 2

В отдельных случаях правительство предоставляло инославным дополнительные права. При императрице Екатерине II инославные, переселявшиеся в Россию из-за границы, получали ряд льгот, могли свободно совершать богослужение. В 1857 г. в Прибалтике 98 человек подали заявления о желании вернуться из православия в лютеранство, 44 из них правительство разрешило такой переход. Хотя эта мера противоречила основам российского законодательства, она соответствовала политике опоры на местное немецкое дворянство, которая проводилась до 1880 гг. в Прибалтике, где протестантские общины имели привилегированный статус. 17 апреля 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», который существенно изменил правовой статус инославных. Снимались прежние жёсткие ограничения на переход из православия в инославие. Общий запрет на переход верующих из инославных исповеданий в нехристианские был сохранён, но для возвращающихся в своё прежнее исповедание (а также в исповедание своих предков) было сделано исключение. После выхода указа переход иноверцев в любое инославное исповедание не встречал препятствий. В 1917 г. Временное правительство приняло меры по созданию внеконфессионального государства. 20 марта вышло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», в котором объявлялось о равенстве всех религий перед законом, отменялись все действовавшие ранее ограничения в правах (право на жительство и передвижение, собственность, род занятий, поступление на государственную службу, в учебные заведения и др.). Было легализовано униатское богослужение. Закон «О свободе совести», принятый 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина после достижения 14-летнего возраста. 5 августа было создано Министерство исповеданий с входящим в него Департаментом по делам инославных и иноверных исповеданий. Таким образом, впервые в названии государственного органа был использован термин «инославие». Впрочем, уже 25 октября министерство прекратило существование. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. и другие юридические акты первых месяцев советского режима декларировали независимость гражданских и политических прав граждан от вероисповедания. Тем самым окончательно устранялся особый правовой статус инославных. В XX – начале XXI вв. термин «инославие» в церковной практике употребляется значительно чаще, чем до этого, отчасти потому, что с развитием экуменического движения и межцерковных контактов сузилась сфера употребления канонических терминов «еретики» и «раскольники» как неуместных в данном контексте ввиду их негативной окраски. На архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. были приняты «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». В них указано, что важнейшей целью диалога православной церкви с инославными является восстановление единства христиан, которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. При этом подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, все иные модели объединения в документе отвергаются, неприемлемой называются, в частности, теория ветвей и вытекающая из неё концепция равенства деноминаций.



 
PR-CY.ru