ИНОСЛАВНЫЕ

ИНОСЛАВНЫЕ – общее наименование неправославных христиан, используемое в православной церкви (термин «инославие» является переводом с греческого). К числу инославных не принято относить общины, отделившиеся от православной церкви, главным образом, на дисциплинарной, а не на догматической почве (старообрядцев, обновленцев и др.). Также к инославным не относятся сектанты крайнего толка (адвентисты, иеговисты, мормоны, хлысты, скопцы, молокане, духоборцы, адепты Богородичного центра и др.). Каноническая граница между разными группами инославных проходит в зависимости от способа их присоединения к православию: по третьему (через покаяние) или по второму (через миропомазание) чину. Присоединяющиеся по первому чину (через крещение) к инославным не относятся, хотя есть исторические прецеденты, когда, например, католиков перекрещивали (канонические принципы см. в ст. Ересь). В синодальный период термин «инославные» в законодательстве не употреблялся, нередко инославные официально включались в группу иноверцев или иностранных исповеданий. В то же время представители легальных инославных исповеданий имели особый правовой статус. Государственные учреждения, контролировавшие деятельность инославных, начали появляться в России в XVIII в. Делами лютеран и католиков занималась Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, в 1801 г. была учреждена Римско-католическая духовная коллегия (которой подчинялись в том числе униаты). В 1810 г. появилось Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, осуществлявшее надзор и контроль за всеми инославными и иноверцами (впоследствии преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел). Представители Армянской Апостольской церкви, армяно-католики, католики, лютеране и реформаты пользовались в России широкими правами и финансовой поддержкой государства: открывали храмы, учебные заведения, могли обучаться Закону Божию в соответствии со своим вероучением, вели метрические книги; их духовные звания и титулы официально признавались. Меннониты и баптисты обладали меньшими правами, в частности, ограничивалось право их поступления на государственную службу. Униатская (греко-католическая) церковь после массового присоединения к православию униатов в 1839 г. в Полоцке и в 1875 г. в Холме прекратила легальное существование. Неравноправие инославных с православными проявлялось, прежде всего, в правовом статусе религиозных общин и ограничениях, связанных с переменой вероисповедания и с прозелитизмом. Российское законодательство не допускало возможности перехода православных в инославие, в то время как переход инославных в православие не только был дозволен, но и поощрялся. Пропаганда неправославных учений была запрещена. Юридическое преимущество инославных над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещён, а обратный переход был возможен при определённых условиях, как правило, с особого разрешения министра внутренних дел, а на Кавказе – главноначальствующего гражданской частью (наместника). Разрешались браки православных с инославными (при условии венчания и крещения детей в православной церкви), но не с иноверцами.

 



 
PR-CY.ru