ИЕРАКС, Иеракас

ИЕРАКС, Иеракас (между 245 и 270 гг. – между 335 и 370 гг.) – еретик, основатель секты иеракитов. Сведения об Иераксе и о его учении содержатся, главным образом, в трактате Епифания Кипрского «Панарион». Ряд пассажей, направленных против Иеракса, находятся в различных фрагментах сочинений Петра Александрийского, а также у Ария в послании к Александру Александрийскому. Согласно Епифанию Кипрскому, Иеракс был медиком. Он был весьма образованным в светских науках, интересовался также астрологией и магией. Кроме того, хорошо знал Священное Писание, составил толкование на «Шестоднев», писал различные песнопения, псалмы и гимны как на коптском (своём родном), так и на греческом языке. Внешне Иеракс казался христианином, был строгим аскетом, умел красноречиво говорить и тем самым привлёк к себе много учеников и последователей. По его имени их стали называть «иеракиты». Учение Иеракса представляет собой компиляцию крайнего оригенизма, элементов гностицизма и энкратитства. В основе его лежит оригеновское учение об апокатастасисе. Следуя Оригену и представителям Александрийской школы, в экзегезе Иеракс в целом придерживался аллегорического метода толкования Священного Писания. Епифаний Кипрский даже обвиняет Иеракса в отрицании буквального смысла в Священном Писании. Иеракс не признавал существования Эдема (рая на земле) и всю историю книги «Бытие» о пребывании первых людей в Эдеме толковал аллегорически, как изначальное состояние духовных сущностей, из которого они пали до материального бытия. Считая телесное состояние человека следствием отпадения от изначального духовного, Иеракс отрицал телесное воскресение и говорил о воскресении души как духовной сущности. Тело, по его мнению, темница для души, из которой она освобождается после смерти, а телесное воскресение стало бы вторичным вечным пленением. Представление о телесности как о зле и стремление к чисто духовному воскресению стало основой аскетики Иеракса, близкой к учению энкратитов. Иеракс принимал в число своих последователей только девственников и вдовцов, отрицая брак. По его мнению, в Ветхом Завете брак был позволен как уступка человеческой немощи, и цель Ветхого Завета была в обучении людей страху Божию и противостоянию греху.

 



 
PR-CY.ru