ИАКОВ ПЕРСИЯНИН - Страница 8

Как правило, на этих иконах изображение Иакова Персиянина повторяет новгородский образец – святой мученик с крестом в правой руке, левой придерживает плащ. Так он представлен на иконе Божьей Матери «Знамение» из Рождественского монастыря во Владимире, находившейся над могилой князя Александра Невского (середина XVI в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник), и из разрушенной Знаменской церкви в Санкт-Петербурге (конец XVI в., Русский музей). На иконе «Знамение», по мнению исследователей, московского письма, на полях изображены святитель Пётр, митрополит Московский, и Иаков Персиянин в русской княжеской одежде (конец XVI в., Третьяковская галерея, музей-квартира Павла Дмитриевича Корина). В иконописи XIX–XX вв. на списках иконы «Знамение» Иаков Персиянин мог изображаться без головного убора, в княжеских одеждах. Активное почитание Иакова Персиянина в Великом Новгороде, по мнению исследователей, было следствием распространения частиц его мощей. В новгородском монументальном искусстве образ Иакова Персиянина присутствует на фресках-минологии церкви св. Симеона Богоприимца Зверина монастыря (конец 1460 – 1470 гг.). Новгородское происхождение имеют две ранние сохранившиеся иконы Иакова Персиянина: ростовое изображение святого (конец XV в., частное собрание), по иконографии близкое к софийской таблетке, отличается положением правой руки, которой святой поддерживает плащ; а также уцелевшая правая часть иконы из собрания Николая Михайловича Постникова (начало XVI в., Третьяковская галерея). Иаков Персиянин изображён на таблетке из собора Святой Софии Новгородской «Введение Пресвятой Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (конец XV в., Новгородский областной музей-заповедник), где он представлен как мученик в синем хитоне и красном плаще, с крестом в руках. Его восточного типа головной убор напоминает исследователям шапочки ветхозаветных пророков. Изображение Иакова Персиянина вместе с врачами-бессребрениками, по мнению исследователей, обусловлено его почитанием в Великом Новгороде как целителя. Приделы во имя этих святых известны исследователям в стоявших друг напротив друга храмах – святых Космы и Дамиана в церкви Спасо-Преображения на Ильине улице и Иакова Персиянина в Знаменском соборе. Софийская таблетка послужила образцом для среднерусских произведений, аналогичных или близких по иконографии к ней, например, для иконы-таблетки «Введение Пресвятой Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» из Покровского Суздальского монастыря (вторая половина XVI в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник), а также «Вход Господень в Иерусалим. Святые Екатерина, Меркурий и Иаков Перский» и «Благовещение. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (обе – Третьяковская галерея, атрибуцию XVI в. исследователи считают сомнительной) – везде изображение Иакова Персиянина сходно с его изображением на софийской таблетке, отличия касаются деталей одежды. В русском искусстве, в отличие от византийского варианта изображения Иакова Персиянина-воина, закрепился вариант изображения Иакова Персиянина-мученика, в одежде которого иногда появлялись элементы княжеского костюма. Во второй половине XVI в. в Москве стало распространяться почитание Иакова Персиянина в связи с появлением мощей святого. В русских иконописных подлинниках XVIII в. о Иакове Персиянине говорится, что он «рус, аки Борис князь, ризы камка редоть, испод лазорь, в правой руке крест да свиток». На минейных иконах он чаще представлен как мученик, но исследователи встречают его изображения в воинских одеждах, как на иконе середины – третьей четверти XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) – Иаков Персиянин в кольчуге и без головного убора, а также на иконе из Входоиерусалимской церкви в Тотьме (конец XVI – начало XVII вв., Владимиро-Суздальский музей-заповедник) – Иаков Персиянин в верхнем регистре святых рядом с равноапостольным князем Владимиром, на нём «княжеская» шапка с меховой оторочкой, на плечи наброшена шуба.



 
PR-CY.ru