ИСПЫТАНИЕ - Страница 2

Правило 17 Двукратного собора предписывает подвергать испытанию не только кандидата в сан диакона, но и диакона до рукоположения во иерея, и священника до рукоположения во епископа. В правиле 7 Феофана даётся указание о том, что испытание должно производиться «от истинно православных священнослужителей в присутствии епископа». Указания на испытание кандидата в священный сан содержатся и в новелле 6 Юстиниана, которая вошла в «Номоканон XIV титулов». Здесь речь идёт не только о клириках, но и о кандидатах в епископский сан. Кандидата в епископский сан должны оценивать в отношении его прежней жизни по слову божественного апостола. После этого ему следует длительное время изучать каноны. Перед хиротонией же кандидат должен дать ответ, готов ли он исполнять всё, предписанное канонами. Если он даст отрицательный ответ, то над ним нельзя совершать хиротонию. Если же он даст положительный ответ, то хиротония может быть совершена. При этом ему следует напомнить, что при несоблюдении канонов он будет чужд Бога и лишится данного ему сана, а также будет наказан по государственным законам. Рукополагать клириков предписывается также после тщательного испытания. Указания на испытание содержатся в сочинениях св. отцов. Василий Великий в послании к хорепископам сообщает о древности обычая испытания кандидата в священный сан. Согласно его свидетельству, испытание проводили «пресвитеры и диаконы», тщательно исследуя поведение и нравственные качества кандидата в священство: не склонен ли он к злоречию, пьянству, ссорам. После этого они сообщали хорепископу результаты испытания, а тот, получив одобрение от епископа, совершал рукоположение. Поскольку в епархии Василия Великого хорепископы отошли от древнего обычая, он постановляет извергнуть из сана тех пресвитеров, которые были поставлены без его одобрения и соответствующего испытания. Иоанн Златоуст считает испытание кандидата в священный сан важным и необходимым условием действительности поставления. На Руси указания на испытания кандидата в священный сан встречаются уже в первом определении Владимирского собора 1274 г. При поставлении клириков епископы должны были приглашать их духовного отца и семь священников для испытания кандидата в священный сан. Для выяснения обстоятельств его прежней жизни необходимо приглашать соседей. Особое внимание при испытании следует уделять брачному состоянию кандидата, его образованию, нравственной жизни, непристрастности к кощунству, алчности, пьянству, роптанию, сварливости.

 



 
PR-CY.ru