ИНТЕРИМ - Страница 2

Папа Римский осудил Аугсбургский интерим, считая содержавшиеся в нём уступки протестантам чрезмерными. Католические курфюрсты Майнца и Кёльна в нарушение Аугсбургского интерима запретили лютеранам причащать мирян вином, а в Майнце браки священников и рождённые в них дети были объявлены незаконными. Во многих протестантских городах и государствах Северной Германии (Гамбург, Любек, Бремен, Ганновер и др.) Аугсбургский интерим был категорически отвергнут как властями, так и клиром и населением; в Бранденбурге Иоахим принял его, но не смог навязать своим подданным; в Аугсбурге и Ульме Аугсбургский интерим приняли как власти, так и клир, но церкви совершенно опустели; а в Констанце и в Магдебурге он был внедрён только после штурма этих городов имперскими войсками. Мориц, которому победители-католики передали власть над курфюршеством Саксония, 18 мая 1548 г. известил императора Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский интерим в полном объёме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Филипп Меланхтон. Крайне негативно оценивая Аугсбургский интерим, Филипп Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране всё же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (см. ст. Адиафора, Адиафористские споры), т.е. не предписанных, но и не запрещённых Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеранских церквей, как это произошло в Швабии. Лейпцигский интерим был утверждён ландтагом Саксонии в Лейпциге 21–22 декабря 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского интерима, однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным И. Агриколой, а теологами Виттенбергского университета – интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию возглавил Маттиас Флаций Иллирик, в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549–1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба интерима, за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В конце 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апреля 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 августа 1552 г. был заключён мирный договор в Пассау, по которому оба интерима были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сентября 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» («cujus regio, ejus religio»). Однако Филипп Меланхтон признал Лейпцигский интерим своей ошибкой только 5 сентября 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеранскими богословами, был учтён в статье X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре».



 
PR-CY.ru