ИНТЕРИМ

ИНТЕРИМ (лат. interim – между тем, тем временем) – в церковно-исторической науке общее неформальное название двух политико-канонических документов 1548 г. – Аугсбургского и Лейпцигского, регулировавших положение лютеранских церковных структур в Германии на территориях, контролируемых католическими правителями. Нормы интерима изначально вводились как временные, т.е. действующие до принятия окончательного решения Тридентским собором. В широком смысле интеримом могут называться разнообразные соглашения, заключаемые как временные. С 1532 г. католические и лютеранские правители Германии соблюдали Нюрнбергский мир, однако вскоре после смерти Мартина Лютера (18 февраля 1546 г.) он был нарушен католиками: Римский папа Павел III и император Карл V, заключив 26 июня 1546 г. секретное соглашение, объявили войну Шмалькальденскому союзу протестантских князей. После решающей победы при Мюльберге войска католиков 25 апреля 1547 г. заняли Торгау, столицу курфюршества Саксония, а 23 мая – Виттенберг. Курфюрст Иоганн Фридрих, многолетний покровитель Мартина Лютера, и Филипп Гессенский, глава Шмалькальденского cоюза, были захвачены в плен. Некоторые лютеранские государи (например, Иоахим II Бранденбургский) сохраняли нейтралитет, а герцог Саксонский Мориц – племянник Иоганна Фридриха – поддержал католиков, после того как Карл V тайно пообещал передать и курфюршество Саксония под его власть. Аугсбургский интерим был провозглашён Карлом V 15 мая 1548 г. (официальное название документа – «Объяснение Его Императорского Величества, как в Священной империи должна поддерживаться религия до решения Вселенского Собора») и утверждён рейхстагом в качестве закона империи 30 июня 1548 г. Провозглашение Аугсбургского интерима было односторонней (не согласованной с папой) акцией императора, который пытался таким образом выдвинуться на роль основного покровителя католической церкви в Германии. Авторами Аугсбургского интерима были католические епископы Юлиус фон Пфлуг и Михаэль Хельдинг, а со стороны лютеран – Иоганн Агрикола (1494–1566 гг.), придворный проповедник Иоахима Бранденбургского, в прошлом ближайший соратник Мартина Лютера. Аугсбургский интерим признал уже существовавшие браки лютеранских священников, позволил заключать новые и разрешил мирянам причащаться под двумя видами (как хлебом, так и вином), однако на этом уступки лютеранам заканчивались. От служителей церкви требовались признание первенства папы перед всеми христианскими епископами как по человеческому, так и по божественному праву (jure divino), всех семи таинств, толкования причастия как транссубстанциации хлеба в Тело Христово, а также подчинение канонической юрисдикции католических епископов. Лютеранское учение об оправдании только верой отвергалось: Аугсбургский интерим утверждал, что для оправдания перед Богом необходима не только вера, но и чтобы «Господь сделал человека лучше через сообщение ему Святого Духа, Который очищает его сердце и пробуждает его через Божию любовь, изливающуюся в его сердце». Провести в жизнь Аугсбургский интерим удалось только на юге Германии (прежде всего, в Швабии). При этом как лютеране, так и католики рассматривали Аугсбургский интерим лишь как первый шаг Контрреформации, т.е. первый шаг к возвращению протестантов в католичество.

 



 
PR-CY.ru