ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 2

К этому периоду Георгий Скилица относит начало распространения славы о святом. Когда его нашли пастухи, он совершил несколько исцелений и стал известен болгарскому царю Петру. Анонимное болгарское Житие сообщает, что царь и Иоанн Рильский писали друг другу письма, патриарх Евфимий даже приводит содержание двух из них, однако существование этой переписки, по мнению исследователей, скорее, агиографическая легенда, чем исторический факт. О роли Иоанна Рильского в основании Рильского монастыря источники сообщают по-разному. Согласно древнейшему Анонимному болгарскому Житию, святой подвизался в одиночестве и встречался только с людьми, которые просили у него исцеления. Георгий Скилица сообщает о последователях святого, которые устроили вокруг его пещеры кельи и монастырь, но подвижник 12 последних лет жизни провёл в уединении. Под влиянием позднего и, по мнению многих исследователей, малодостоверного «Завета...» в церковной литературе наиболее часто Иоанн Рильский известен как основатель и игумен обители, который выбрал себе преемником игумена Григория и оставил ученикам духовное завещание. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, Иоанн Рильский собрал учеников, дал им наставления, лёг на землю и скончался. Анонимное Житие уточняет, что известие о близости кончины святому сообщил Иоанн Креститель, и что Иоанн Рильский предал дух Господу, после того как ему в рот влетела белая пчела. В Житии сообщается день смерти – 18 августа и то, что святой был погребён в Рильских горах в месте, на которое до момента его обнаружения посланными царём Петром людьми, приходили только звери. Согласно Георгию Скилице, Иоанн Рильский был похоронен учениками через сорок дней, но всё это время его тело оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления. «Завет Иоанна Рильского» (предсмертное поучение ученикам) некоторые исследователи (преимущественно болгарские) считали подлинным. Текст «Завета...» известен исследователям в ряде списков не раньше второй четверти ХIХ в. Датирование списка «Завета...» в составе конволюта, принадлежащего монастырю св. Пантелеимона на Афоне, рубежом ХVIII и ХIХ вв. многие исследователи считают неточным, т.к. по филиграням он относится к 1840 гг. По мнению исследователей, «Завет...» имеет все признаки классического фальсификата Нового времени: он сохранился только в поздних копиях якобы со списка 1385 г., сделанного в Рильском монастыре с автографа Иоанна Рильского, о котором нет других упоминаний; язык памятника и орфография списков не содержат каких-либо архаизмов не только Х в., но и конца ХIV в. и следуют поздним церковнославянским правописным нормам, характерным для памятников ХVIII–ХIХ вв. (русский церковнославянский со следами новоболгарского языка); явными анахронизмами исследователи считают указание писца «копии 1385 г.» на то, что оригинал был написан на «кожаной бумаге» («кожаной хартии»), и употребление наряду с датировкой «от Сотворения мира» даты от Рождества Христова.

 



 
PR-CY.ru