ИОАНН КАРИОФИЛЛ - Страница 4

Часть этого перевода была затем процитирована патриархом Адрианом в догматическом послании (так называемом «Изъявлении»), которое вошло в качестве одной из вступительных статей в полемический сборник «Щит веры», призванный стать наиболее полным и авторитетным компендиумом материалов (включая официальные документы, а также большое количество святоотеческих свидетельств) по вопросам полемики с латинствующими в Москве в последней четверти XVII в. о времени пресуществления Святых Даров. В «Изъявлении» патриарх Адриан благословляет издание сборника и кратко излагает историю полемики с привлечением святоотеческих цитат и церковно-канонических материалов, одним из которых является грамота Собора 1691 г., цитируемая патриархом в самом начале «Изъявления». Таким образом, томос был привлечён патриархом Адрианом, прежде всего, с целью окончательного разрешения спора о времени пресуществления, а не вопроса о православности самого термина, который в России не оспаривался. Исследования Бориса Львовича Фонкича позволили выявить две группы материалов, которые свидетельствуют о связях Иоанна Кариофилла с Россией. К первой группе исследователи относят «Дневник» Иоанна Кариофилла (лондонская рукопись), в котором содержатся его собственноручные записи за 1676–1689 гг., в частности, о прибытии русских послов в 1678 и 1682 гг. в Константинополь. В этой же рукописи находится письмо Паисия Лигарида, адресованное Иоанну Кариофиллу и отправленное из Москвы 2 октября 1663 г., в котором он сообщает о возможности благоприятного решения его дел в Москве. Вторая группа материалов – греческие документы Российского государственного архива древних актов, а именно ряд грамот Константинопольских патриархов Иоанникия II Линдиоса, Паисия I и Дионисия III Вардалиса, а также синодальных решений, которые отправлялись из Константинополя в Москву (текст этих документов написан каллиграфическим почерком Иоанна Кариофилла). Исследование и оценка творчества Иоанна Кариофилла затруднены тем, что многие его рукописи и их копии подверглись целенаправленному уничтожению, а оставшиеся не были опубликованы, и рукописная традиция сочинений до сих пор не исследована. Как отмечает Герхард Подскальски, большинство текстов касается таинства евхаристии. Иоанн Кариофилл является автором Житий новомучеников XVII в.: Иорданна (ум. 2 февраля 1650 г.), Иоанна Рапта (ум. 20 декабря 1652 г.), Симеона Трапезундского (ум. 14 августа 1653 г.), Иоанна Влаха (ум. 12 мая 1662 г.), Афанасия (ум. 24 июля 1670 г.), Николая Карпенисиота (ум. 23 сентября 1672 г.), Гавриила (ум. 2 февраля 1676 г.), Киприана (ум. 5 июля 1679 г.), Стаматия (ум. 10 августа 1680 г.), Дамаскина (ум. 13 ноября 1681 г.), Павла Русского (ум. 3 апреля 1683 г.). Написанные Иоанном Кариофиллом Жития греческих новомучеников впоследствии были использованы Никодимом Святогорцем при составлении «Нового Мартирология».



 
PR-CY.ru