ИОАНН КАРИОФИЛЛ

ИОАНН КАРИОФИЛЛ (около 1600 – после 1693 гг.) – великий логофет Константинопольской церкви, писатель, богослов-еретик. Иоанн Кариофилл, согласно свидетельству своего противника Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары, родился в бедной семье. Его родное селение принадлежало к области, некогда подверженной манихейской ереси афинган, в вероучении которой отрицалось таинство евхаристии. Патриарх Досифей приводит этот факт, проверить который невозможно, с явной целью указать, что склонность к евхаристической ереси у Иоанна Кариофилла была заложена ещё в детстве. Это сочинение патриарха Досифея II Нотары, написанное по итогам полемики, является главным источником сведений о биографии Иоанна Кариофилла и событиях вокруг Константинопольского собора 1691 г. Ереси Иоанна Кариофилла посвящена также глава 5 книги 13 «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея II Нотары. В молодом возрасте Иоанн Кариофилл прибыл в Константинополь, где обучался ювелирному мастерству. Но, оказавшись способным к наукам, прошёл курс в начальной школе, после чего стал (приблизительно в 1625–1628 гг.) учеником Феофила Коридаллевса (около 1570 – 1646 гг.), соратника патриарха Кирилла I Лукариса, который неоднократно высказывался против православного учения о пресуществлении. От Феофила Коридаллевса Иоанн Кариофилл усвоил протестантские воззрения и методологический принцип, который отстаивал Феофил, – невозможность использования философии в богословии. Мнения исследователей о дальнейшем развитии карьеры Иоанна Кариофилла вплоть до 1645 г. разноречивы. Исследователи полагают, что некоторое время он пробыл в Валахии, а в 1640 г. получил должность логофета. После смерти Кирилла I Лукариса в 1638 г. его сподвижник Феофил Коридаллевс был отстранён от управления патриаршей школой, и в начале 1640 гг. его преемником, несмотря на ожесточённое сопротивление Мелетия Сирига, стал Иоанн Кариофилл, который преподавал в школе до 1665 г. В 1645 г. Иоанн Кариофилл был вынужден отвечать перед патриархом Парфением II Старцем (1644–1646, 1648–1651 гг.) за небольшое сочинение о евхаристии, вступление к которому было подписано именем Иоанн Византийский. Сочинение было написано Иоанном Кариофиллом по настоянию Феофила Коридаллевса. Рукопись сочинения тщательно скрывалась автором, и он давал её читать исключительно простым людям. Патриарх Парфений II узнал о сочинении и вызвал Иоанна Кариофилла с тем, чтобы изобличить его в ереси и отлучить от церкви. Однако за Иоанна Кариофилла вступился великий иконом церкви, который приходился ему тестем. В итоге патриарх простил Иоанна Кариофилла, который был вынужден отречься от своего сочинения. Это ложное покаяние сделало возможным дальнейшее развитие его карьеры: в 1653 г. он стал великим ритором, в 1663 г. – хартофилаксом, в 1676 г. – великим логофетом Константинопольской церкви.

 



 
PR-CY.ru