ИОАНН - Страница 2

Сначала Иоанн обосновал учение о Святой Троице, опираясь на цитаты из Ветхого Завета и на традиционные святоотеческие аналогии с трёхсоставностью человека и с солнцем, затем в ответ на требования Финееса совершил чудеса: исцелил бесноватого, без вреда выпил яд, сделал Финееса сухоруким и исцелил его. Поражённый этим, Харун ар-Рашид попросил Иоанна воскресить его дочь, умершую 47 дней назад и погребённую в саду при дворце. Иоанн исполнил его просьбу, после чего халиф снял с христиан все наложенные на них ограничения и подати, заключил мир с византийцами и приказал строить церкви на территории Халифата. 7 апреля в местности Васит напротив Ракки Финеес был крещён Иоанном вместе со всем домом и множеством других уверовавших. По предположению К.С. Кекелидзе, описываемые события могли происходить между 798 и 800 гг., когда Харун ар-Рашид продолжительное время находился в Ракке, после чего был заключён мир с византийцами. Исследователи отмечают, что Житие Иоанна является произведением антииудейской и антимусульманской полемики в форме диспута в присутствии халифа, подобно Мученичеству Михаила Савваита (имеются буквальные совпадения в эпизоде с ядом) и Житию Феодора Эдесского. Однако из этого не следует, что Иоанн, как считал П. Петерс, – легендарный персонаж. Иоанн может быть одним лицом с Иоанном Эдесским, которому адресован трактат «О почитании святых икон» Феодора епископа Харранского Абу Курры (составлен после 799 г.). Анализируя язык произведения, его издатель И. Дик пришёл к выводу, что речь идёт о православном епископе Эдессы. Исследователям известно о почитании Иоанна в Грузинской православной церкви в X в. Служба ему содержится под 13 ноября в «Иадгари» Микаела Модрекили, относящемся к 978–988 гг., однако она была составлена раньше с явной опорой на Житие Иоанна, которое, таким образом, было переведено на грузинский не позднее первой половины X в. (следовательно, оригинал написан не позднее рубежа IX и X вв.). В настоящее время имя Иоанна отсутствует в святцах Грузинской церкви. Исследователи полагают, что Иоанн почитался также в Антиохийской православной церкви, если к нему относится упоминание «Иоанна Эдесского» в календаре Антиохийского патриарха Макария III среди святых, не имеющих отдельных дней памяти и поминаемых в день Всех святых. Здесь отмечено значительное литературное наследие этого святого в области апологетики, истории и эсхатологии (сочинение о пришествии антихриста), которое не сохранилось или не обнаружено в рукописях.



 
PR-CY.ru