ИЗЛА - Страница 2

После кончины Авраама настоятелем был избран Дадишо из Бет-Арамае, и началось распространение устава Авраама Кашкарского и в целом восточно-сирийского иночества за пределами Излы («цепная реакция» в терминологии Артура Выыбуса). Преемником Дадишо (ум. в 604 г.) и последним из известных настоятелей монастыря стал Бабай Великий, с деятельностью которого исследователи связывают постепенный упадок монастыря. Монастырь Мар-Малка (Мар-Малке), Мар-Сисин и Мар-Элише расположен между монастырём Мар-Авген и городом Мидьят и назван по именам трёх основавших его подвижников Церкви Востока. Впоследствии (как полагают исследователи, в XII в.) монастырь оказался в юрисдикции Сирийской яковитской церкви и с конца XIV в. по 1926 г. был кафедрой епископа Бет-Рише. В 2001 г. в обители проживали два монаха и две монахини. Монастырь Мар-Баб (Бабая Малого) был основан Бабаем Нисибинским (Малым) в конце VI или в начале VII в. В письме яковитскому Антиохийскому патриарху Игнатию III Давиду от 1231 г. Нисибинский митрополит Ишояв бар Малкон отождествляет эту обитель с монастырём Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь), где в 1293–1932 гг. находилась резиденция яковитских патриархов. В скриптории этой обители было создано много рукописей. Монастырь Раббан-Сапра (Раббан-Сапор) известен исследователям из «Книги целомудрия» Ишоднаха Басрского (IX в.). По мнению Ж.М. Фие, его основание следует относить к VIII в. В настоящее время исследователям не известно, где располагался монастырь. Монастырь Мар-Йоханнан находился в 25 км к северу от Нисибина. С.П. Брок указывает на эпическое Житие его основателя Йоханнана Тайайа (Иоанна Бедуина), в котором приводится список настоятелей – от Иоанна до некоего Саллары. По сведениям яковитского Антиохийского патриарха Ефрема I Бар Саума (1933–1957 гг.), руины монастыря были известны в его время недалеко от обители Мар-Авген. В литературе иногда упоминаются другие обители Излы: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (два последних С.П. Брок локализует «над деревней Маарре»), однако, по мнению Ж.М. Фие, информация о них нуждается в проверке. Значение Излы как первого центра монашества для сирийской традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. Изла была колыбелью месопотамского иночества. Впоследствии монастыри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» Иаков Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался некоторое время Мар Исхак с горы Матут, епископ Ниневии, известный грекам и славянам как Исаак Сирин.



 
PR-CY.ru