ИЗЛА

ИЗЛА – горный массив на востоке современной Турции, в районе Тур-Абдин, недалеко от города Нусайбин (древнее название Нисибин), древнейший центр сирийского монашества. Название Ицалла хурритское, встречается в древнеассирийских текстах IX в. до н.э. Традиционно Изла называется горой, однако это наименование условно, т.к. фактически Изла является южным отрогом гряды общей длиной около 60 км, северный отрог которой носил название Тур-Абдин, впоследствии так стала называться вся область. Первоначально монастыри на Изле принадлежали преимущественно к восточно-сирийской традиции (см. Церковь Востока), хотя есть сведения, что в 553 г. в них нашли убежище амидские монахи-монофизиты, изгнанные по приказу императора Юстиниана I из своих монастырей. Постепенно восточно-сирийские монахи из Месопотамии переселялись на восток, а монастыри на Изле переходили к западным сирийцам (см. Сирийская яковитская Церковь). Этот процесс, в основном, завершился к началу XIX в. В настоящее время изальские монастыри по большей части разрушены, в том числе в результате нападений курдов; сохранившиеся церкви и строения привлекают внимание учёных и туристов. Современные исследователи изучают место Излы в истории монашества Церкви Востока (Сабино Кьяла, Себастиан Пол Брок), отдельные монастыри (Эдвард Палмер, С.П. Брок, Ж.М. Фие), а также рукописи, созданные в скрипториях этих монастырей. Согласно сирийскому преданию, первым монахом на Изле, подвизавшимся в IV в., был Мар Авген (см. Евгений). Статус сказания о Мар Авгене до сих пор окончательно не выяснен, т.к. в нём много эпических элементов. Сомнение учёных вызывает сообщение в его Житии о том, что он, будучи ловцом жемчуга из Египта, неожиданно решил удалиться в Месопотамию в сопровождении 70 монахов. Обитель, носящая его имя, в VII в. пришла в запустение. Возрождение монастыря было заслугой монаха Авраама из соседнего селения Мааррин (Маарре). Вслед за кратким периодом расцвета (несколько воспитанников Авраама стали основателями других монастырей) в начале VIII в. монахи ушли из обители, но впоследствии жизнь в монастыре возродилась. Дальнейшая история монастыря до XIX в. исследователям известна, главным образом, из колофонов созданных в нём рукописей. Несколько раньше 1838 г. монастырь перешёл к Халдейской католической церкви, но уже в 1842/1843 г. он известен исследователям как западно-сирийский. В 1972 г. в обители проживал инок, с 1983 г. монастырь считается не действующим. Расцвет монашества на Изле исследователи с определённостью датируют второй половиной VI в., когда там основал обитель Авраам Кашкарский. Исследователи полагают, что он избрал Излу по причине близости горы к Нисибину, где находилась знаменитая церковная школа, в которой он учился. Авраам первоначально поселился в пещере, затем (до 571 г.) основал «Великий монастырь».

 



 
PR-CY.ru