ИОВ, Мозовский, Мазовский - Страница 8

Образ по размеру совпадает с иконой, которая лежала в раке, пожертвованной в 1888 г. в церковь праведного Иова Многострадального московской купеческой вдовой и её дочерью А.С. и Е.Д. Четвериковыми: «У северной стены в церкви, близ солей находится деревянная рака длиною 21/2 аршина, шириной 1 аршин 1 четверть; означенные раки устроены из дубового дерева в виде ящика, крышка коего двигается на медных шарнирах и запирается на два внутренних замка. Крышка с обеих сторон лакирована, а на верху её прикреплён по длине всей раки кипарисный крест с тростию и копиём. Лицевая сторона гробницы также лакирована и украшена 3 резными лакированными рамками в виде правильных квадратов, из-под которых виднеются медные позолоченные пластинки; в средине упомянутых рам находятся металлические позолоченные, рельефные украшения, представляющие подобие звёзд. На прочих 2 сторонах в средине резной лакированной рамы устроен деревянный позлащенный крест с таковым же копием и тростию. В сей раме помещается икона св. преподобномученика Иова, Ущельскаго чудотворца… венец и цата на образе серебряные безпробные; длина его 2 аршина 1 четверть, ширина 1 аршин; образ – на доске писан красками. Пелена на сём образе лучшей золотой парчи, покрывает изображение святого с ног до груди» (Государственный архив Архангельской области). Запрестольный образ конца ХIХ в. работы архангельских мастеров (Архангельский музей; 48х36,5 см; рукоять опилена) вывезен из расположенной недалеко от Ущелья деревни Большая Нисогора Лешуконского района Архангельской области. На одной стороне написан образ Божьей Матери «Знамение», на другой – Иов по пояс, в небольшом повороте вправо, руки сложены в молитвенном жесте. Близкая по живописной манере поясная икона Иова конца ХIХ – начала XX вв. происходит из часовни на реке Малая Крутая (Канинская тундра), в настоящее время хранится в собрании Ненецкого окружного краеведческого музея (57х47 см). Святой изображён прямолично, в коричневой мантии и зелёном куколе, с благословляющей десницей, в левой руке – развёрнутый свиток (надпись: «Не бойся от убивающ»). В основе этой иконографии – рисунок, опубликованный в книгах иеромонаха Никодима (Кононова). По мнению исследователей, эта икона – одна из 50 пожертвованных в сентябре 1902 г. смотрителем Александро-Невского духовного училища архимандритом Никодимом (Кононовым) для церковных школ Мезенско-Печорского округа. Исследователи предполагают, что упомянутый рисунок 1900 г. послужил образцом для двух хромолитографий, по их мнению, выполненных по заказу Ущельской обители. В 1902 г. в мастерской Ефима Ивановича Фесенко в Одессе была отпечатана бумажная икона Иова (в 1911 г. издан повторный тираж эстампа с текстом об Иове на обороте). В XX в. образ Иова (в куколе, борода средней величины с проседью, надпись: «п iовъ ущ») встречается в группе Архангелогородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра), а также на повторениях этого извода конца XX – начала XXI вв. (работы иконописной мастерской Московской духовной академии и др.). Изображение Иова включено в композицию «Собор Соловецких святых». Так, на иконе 2005 г. из церкви Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого монастыря) он показан в предпоследнем ряду левой группы, с непокрытой головой, в руке – крест. Примером современной интерпретации образа святого является книжная иллюстрация с изображением мученической кончины Иова (художник Александр Петров-Довбиев).



 
PR-CY.ru