ИОВ, Мозовский, Мазовский - Страница 4

С этой целью архиепископ послал в Ущелье ключаря Холмогорского кафедрального собора священника Прокопия, также были приглашены восемь мезенских иеромонахов. Св. мощи оказались «целы и нетленны… Не токмо телесе преподобнаго не прикоснуся тление, но и бывши на нём ризы, мантии, пояс и пелены оказались не повреждёнными. Ключарь же и прочии иереи принимались ризы и пелены испытать в крепости, но оные оказались крепче новых, яко разодрать их отнюд невозможно. По открытии же мощей угодника Божия исполнися благоухания неизреченнаго». После освидетельствования мощи Иова были оставлены под спудом, официальной канонизации не последовало. Сообщение о данном событии исследователи считают противоречивым, поскольку Варсонофий (Василий Арефьевич Щеныков) был хиротонисан во епископа Архангельского 13 июля 1740 г., возведён в сан архиепископа в январе 1741 г. Данное несогласие в датах исследователи разрешают двояко. Варсонофий (Василий Арефьевич Щеныков) был назначен кандидатом на Архангельскую кафедру 4 июня 1738 г., поэтому исследователи допускают, что в 1738–1739 гг. он осуществлял какие-то действия по управлению Архангельской епархией. Согласно другой гипотезе, освидетельствование мощей Иова могло иметь место не в 1739, а в 1759 г. Никодим (Кононов) писал: «Тот факт, что следственное дело это не дошло до Святейшего Синода и не закончилось формальною канонизацией преподобного Иова, может быть объяснён кончиною архиепископа Варсонофия вскоре после освидетельствования мощей» (архиепископ Варсонофий (Василий Арефьевич Щеныков) скончался 8 ноября 1759 г.). Вторично мощи Иова привлекли внимание церковных властей в 1822 г., при Архангельском епископе Неофите (Докучаеве-Платонове). Краткие сведения об этих событиях содержатся в архивных делах 1889 г. и 1914 гг. (Государственный архив Архангельской области). По-видимому, в 1822 г. в Архангельскую консисторию было отправлено прошение об извлечении мощей Иова и о положении их в гробницу; по мнению исследователей,  прошение было связано с излечением от болезни титулярного советника Фёдорова в 1822 г., рассказ о котором содержится в Житии Иова. Прошение было отклонено. В третий раз вопрос о мощах Иова был поднят в 1888 г., когда при проведении строительных работ в церкви праведного Иова подрядчик крестьянин А.И. Кычин нашёл человеческие останки под тем местом, где в храме стояла рака Иова. По утверждению А.И. Кычина, «найденные им кости нисколько не предались тлению, и гробница, в которой они положены, осталась в целости» (Государственный архив Архангельской области), в связи с чем крестьяне решили, что кости – это мощи Иова. О своей находке А.И. Кычин сообщил причту и выразил желание достать останки из земли и переложить в гробницу. В июне следующего года А.И. Кычин обратился в консисторию, 24 декабря 1891 г. написал обер-прокурору Святейшего Синода (Государственный архив Архангельской области), а в 1892 или в начале 1893 г. – императору Николаю II (Государственный архив Архангельской области). Точку в переписке, которая продолжалась больше десяти лет, поставил указ Синода от 31 августа 1899 г., которым было определено прошение А.И. Кычина «оставить без уважения» (Государственный архив Архангельской области).

 



 
PR-CY.ru