ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 2

Исследователи не сомневаются, что столь подробное повествование Иустина Философа о своих философских исканиях, в описании которых автор мог следовать некоторой литературной схеме, содержит в себе наряду с критикой стоицизма и учений Аристотеля и Пифагора отражение реальных событий его жизни. Точная дата обращения Иустина Философа в христианство исследователям неизвестна, они предполагают, что оно произошло до начала второй Иудейской войны (132–135 гг.), упоминаемой в «Диалоге с Трифоном иудеем» дважды. На обращение Иустина Философа сильно повлияла стойкость в вере христианских мучеников: «И сам я, когда ещё услаждался учением Платона, слышал, как поносят христиан, но, видя, как они бесстрашно встречают смерть и всё, что почитается страшным, почёл невозможным, чтобы они были преданы пороку и распутству». Поворотным моментом в обращении Иустина Философа, по его собственным словам, стала беседа с неким старцем-христианином, предположительно состоявшаяся в Эфесе (археолог Белларимино Багатти считал местом беседы окрестности Кесарии Палестинской). Иустин Философ отправился на берег моря, где встретил «старца, почтенного видом, с приятной и важной осанкой», с которым у него завязалась беседа на философскую тему. В ходе беседы старец аргументированно критиковал некоторые положения основных философских школ, противопоставляя им писания пророков, мужей блаженных, праведных и угодных Богу, говоривших Духом Святым и живших гораздо раньше, чем «почитаемые за философов». Пророки возвестили людям Истину, прославляли Творца всего, Бога Отца, и возвестили о посланном от Него Христе, Сыне Его; их пророчества исполнялись и исполняются, что заставляет принять их свидетельство. В результате беседы со старцем Иустин Философ понял, что эта философия «единственная, незыблемая и полезная». После обращения в христианство Иустин Философ продолжал носить плащ философа («служил Божественному Слову в одежде философа»), оставаясь таковым «и в речах, и в жизни, и по внешнему виду». Убеждённый, что «всякий, кто может говорить истину и не говорит, будет осуждён Богом», он, как полагают исследователи, проповедовал в различных городах, ведя жизнь странствующего учителя. Исследователям известно, что Иустин Философ жил некоторое время в Риме (причём дважды) и пострадал за Христа во время второго пребывания в городе. В Риме Иустин Философ основал христианскую катехизическую школу, куда мог прийти любой желающий приобщиться к «истинным учениям». Наиболее известным его учеником является Татиан, «достигший расцвета» вместе с Иустином Философом и после прибытия с ним в Рим занимавшийся в его школе. Имена других учеников Иустина Философа (Харитона, Хариты (Харито), Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, принявших мученическую смерть вместе со своим учителем), упоминаются в «Актах Иустина». Имена учеников греческие, за исключением единственного латинского (Ливериан). Одним из учеников Иустина Философа была женщина – Харита. Евелпист, названный «рабом Кесаря», отвечал на допросе, что, как и Пеон и Иеракс, принял христианство от родителей, живущих в Каппадокии. Иеракс указывает, что пришёл из Икония Фригийского.

 



 
PR-CY.ru