ИУСТИН ФИЛОСОФ

ИУСТИН ФИЛОСОФ (конец I – начало II вв. – 165 г.) – апологет, отец церкви, мученик (память 1 июня). Свидетельства о жизни Иустина Философа содержатся в его сочинениях, а также у древнехристианских писателей – Евсевия Кесарийского, Татиана, Иеронима Стридонского, Константинопольского патриарха Фотия I; краткие упоминания о нём исследователи встречают у многих древних авторов и отцов церкви. Именование Иустина Философа «философом и мучеником» встречается уже у Тертуллиана и Ипполита Римского. Важнейшим свидетельством мученической кончины Иустина Философа и его речи на суде являются мученические Акты («Acta Iustini»), которые считаются одними из самых древних подлинных документальных записей мученичества. Исходя из того, что деятельность Иустина Философа относится ко времени правления императора Антонина Пия (138–161 гг.), – а пострадал он, согласно «Пасхальной хронике», в 165 г., в дни соправления императоров Марка Аврелия и Луция Вера (161–169 гг.), – исследователи определяют, что время его рождения приходится на последнее десятилетие I в. или на начало II в. Иустин Философ называет себя уроженцем города Флавия Неаполь, древнего Сихема, в римской провинции Сирии Палестинской (ныне Наблус, Израиль). Сын Приска, внук Вакхия, от рождения свободный, по мнению исследователей, происходил из семьи греческих или римских колонистов, переселённых в «Новый город» императором Веспасианом, который восстановил его после разрушения в годы первой Иудейской войны (66–70 гг.). Указание Иустина Философа своими соотечественниками самарян свидетельствует, скорее, о месте его рождения – Самарии, а не о семитском происхождении (вопреки мнению Епифания Кипрского), т.к. Иустин Философ не был обрезан, был воспитан в языческих обычаях и, по мнению исследователей, не знал ни древнееврейского, ни арамейского языков (в творениях Иустина Философа исследователи не встречают каких-либо свидетельств его знакомства с учением или экзегезой самарян). Из сохранившихся творений Иустина Философа и отзывов других авторов исследователи делают вывод, что он получил классическое образование, которое предполагало хорошее знание философии. Дальнейшее философское образование Иустина Философа подробно описал он сам. Сначала Иустин Философ обратился к стоику, затем – к перипатетику и пифагорейцу. Стоик не удовлетворил Иустина Философа, поскольку не считал познания о Боге необходимыми; перипатетик хотел установить плату за занятия, за что Иустин Философ счёл его «недостойным имени философа» и оставил. Пифагореец потребовал от него знания музыки, астрономии и геометрии, отказавшись принять не имевшего соответствующих познаний Иустина Философа в ученики. Тогда Иустин Философ обратился к платоникам, учение которых особенно привлекло его представлением о бестелесном, теорией идей, а также стремлением к созерцанию Бога, «ибо такова цель Платоновой философии». Став учеником платоника, он достиг значительных успехов в преподаваемой ему философии. Ряд исследователей признают историческую подлинность описания философских «странствий» Иустина Философа, другие усматривают в этом эпизоде литературный вымысел и приводят возможные параллели, утверждая, что здесь использована общепринятая литератруная схема, отражающая опыт обучения героя в различных философских школах, передаваемый с целью их критики.

 



 
PR-CY.ru