ИУЛИАНИЯ и ЕВПРАКСИЯ - Страница 2

В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева ростовского  честь Богоявления монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» (музей-заповедник «Ростовский кремль», середина XVII в.). В синодиках переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря второй половины XVII в., нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря конца XVII в., коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря 1708 г. и др. имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» (Исторический музей, Российский государственный архив древних актов). Исследователи полагают, что имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имён: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митрополита Алексия, например, в синодике Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» (Исторический музей). В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», как полагают исследователи, в Алексиевском монастыре. Леонид Андреевич Беляев считает, что Алексиевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится московский Зачатия Анной праведной Пресвятой Богородицы женский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580 гг. Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580 гг.) в нём чтилась память Иулиании и Евпраксии. В начале 1590 гг., как полагают исследователи, в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (её фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002 г.). Древняя каменная палатка над погребениями Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. (Российский государственный архив древних актов). В 1766–1768 гг. вместо палатки на средства А.М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г. А.М. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» (Центральный исторический архив Москвы). В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…В 7100-м (1592) году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» (копия 1798 г. со списка 1781 г.). На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне» (Центральный исторический архив Москвы). В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864–1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным. В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930–1931 гг.

 



 
PR-CY.ru