ИУЛИАНИЯ и ЕВПРАКСИЯ

ИУЛИАНИЯ и ЕВПРАКСИЯ – Московские, преподобные (память 3 мая, в воскресенье перед 26 августа – в соборе Московских святых). Иулиания (ум. в 1393 г.) – игуменья московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря, Евпраксия (ум. в конце XIV – XV вв.?) – насельница обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи начала XV в., он известен по выписке Николая Михайловича Карамзина (как установил Владимир Андреевич Кучкин, данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей Сергия Радонежского, 1422 г.). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь». Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митрополита Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сёстрами святителя Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как святитель Алексий родился в семье выходцев из Чернигова – боярина Фёдора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митрополита Алексия. Исследователи полагают, что сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350 гг., как полагают исследователи, оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350 гг. Во второй половине 1370 гг., как полагают исследователи, по благословению митрополита Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексиевском монастыре – одной из первых женских обителей в Москве, возникшей около 1358 г. или, возможно, вскоре после основания московского Чудова монастыря (1365 г.). Эта ответственная миссия Иулиании даёт исследователям основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митрополита Алексия. Присутствие в обители при Иулиания 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля церкви. Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода святителя Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» (отразилась в синодике иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Мартиниана (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, 1645–1649 гг.) и в синодике московского Новинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, список 1716 г. с рукописи 1646 г.).

 



 
PR-CY.ru