ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

После издания в 1568 г. буллы папы Пия V «Quod a nobis», допускавшей к использованию в католической церкви помимо римских книг, изданных после Тридентского собора, только те, что были старше 200 лет, Миссал и Бревиарий Альфонсо Ортиса не были запрещены, но и богослужение по испано-мосарабскому обряду не стало массовым. В 1755 г. Миссал Альфонсо Ортиса был переиздан в Риме с комментариями А. Лесли. В 1775 г. кардинал Франсиско Антонио Лоренсана издал новую редакцию Бревиария. В это издание вошла иная версия Псалтири с библейскими песнями и гимнами (по рукописи IX–X или XII–XIII вв.). Все новые праздники, заимствованные Альфонсо Ортисом из римской традиции, были вынесены в приложение. В 1804 г. был издан новый вариант Миссала в редакции Лоренсаны. Поскольку из-за утраты живой традиции было непонятно, как именно надо служить по испано-мосарабскому обряду, в 1770 г. был издан Ординарий мессы с объяснениями служб Миссала и Бревиария и дополнительными рубриками. К концу XIX в. мосарабское богослужение совершалось регулярно только в Толедо (в капелле Тела Христова и в двух приходах – святых Иусты и Руфины и св. Марка). В Саламанке служили один–два раза в год. Поскольку древние рукописи были ещё плохо изучены и не издавались, месса и службы суточного круга совершались по книгам Ортиса или Лоренсаны, а чины таинств – по книгам римского обряда. Интерес к испано-мосарабскому обряду стал возрастать в XX в. по мере его научного изучения (одним из важных исследовательских центров в Испании стало аббатство Санто-Доминго-де-Силос). В 1934 г. были изданы новые богослужебные указания для совершения служб суточного круга по испано-мосарабскому обряду. Оживление литургической жизни произошло в конце 1970 гг., после проведения первого Международного конгресса, посвящённого мосарабам. Поскольку богослужение по испано-мосарабскому обряду совершалось не только в Толедо, но и в других городах (Мадриде, Саламанке, Барселоне), потребовалось упорядочить и заново издать основные богослужебные тексты. По инициативе кардинала Марсело Гонсалеса Мартина (ум. в 2004 г.) в 1982 г. была создана Комиссия по ревизии литургических книг испано-мосарабского обряда. Новый чин мессы был утверждён епископской конференцией в 1985 г., а пробный вариант новых Миссала и Лекционария – в 1988 г. В 1991–1995 гг. новые Миссал и Лекционарий (Liber commicus) были официально изданы. От изданий Ортиса новые книги отличаются тем, что представляют значительно сокращённый и тщательно отобранный материал и соответствуют предписаниям и духу литургической реформы второго Ватиканского собора (например, в отличие от древней традиции новый Лекционарий содержит два альтернативных годовых цикла чтений; месса может совершаться лицом к народу, и т.д.). Папа Иоанн Павел II дважды совершал богослужение по этим книгам (в 1992 и 2000 гг.). В настоящее время во многих храмах Испании хотя бы раз в год проходит богослужение по новому чину (прежде всего, в дни памяти древних испанских святых). Более широкому распространению испано-мосарабского обряда препятствуют латинский язык и существенные отличия в структуре литургического года.

 



 
PR-CY.ru