ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД

ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД – древняя литургическая традиция, получившая распространение на Пиренейском полуострове; один из официально признанных наряду с римским обряд в католической церкви. В источниках и научной литературе исследователи встречают разные наименования этой традиции. В период раннего Средневековья она называлась по месту распространения «испанской». Когда в Испании началась тотальная романизация богослужения, противники называли этот обряд толедским, а его сторонники определяли его как officiumIsidori et Leandri (лат. – богослужение святых Исидора и Леандра; такое название было дано либо для того, чтобы придать обряду больше авторитетности и защитить от обвинений в ереси, либо по той причине, что богослужебные книги были принесены в Толедо из Севильи, где чин действительно сформировался под непосредственным влиянием этих святых). Определение «мосарабский» появилось лишь в XV в., в период восстановления этой традиции, когда она ассоциировалась с этнической группой мосарабов, проживавших в Толедо. С развитием исторической литургики появились также названия «готский», «вестготский», «испано-вестготский» и «древнеиспанский». С 1988 г. название «испано-мосарабский» является официально принятым в католической церкви. Долгое время исследователи пытались установить генетическую связь испано-мосарабского обряда с какой-либо более ранней традицией (восточной или западной). Одни учёные указывали на его близость к галликанской традиции, считая испано-мосарабский обряд местным вариантом, подобно ирландскому богослужению. Другие отмечали сходство отдельных элементов испано-мосарабского обряда (прежде всего, евхаристических молитв) с александрийской греческой традицией. Большинство учёных считают наиболее вероятной связь испано-мосарабского обряда с североафриканской латинской традицией, поскольку лекционарная система этого обряда довольно близка к той, что прослеживается в творениях блж. Августина, а принципы организации календаря имеют параллели в североафриканских памятниках. Однако доказать это исследователям сложно, поскольку источников по истории богослужения в Северной Африке сохранилось крайне мало. Ряд специфических элементов в структуре и названиях отдельных служб (исследователи не сомневаются, что очень древнего происхождения) объединяют испано-мосарабский обряд с амвросианским обрядом. По крайней мере, начиная с VI в. некоторые регионы Пиренейского полуострова испытывали влияние римского обряда. В целом в пограничных зонах происходило стихийное смешение древнеиспанской, североафриканской, галликанской, амвросианской, римской и даже византийской традиций. Таким образом, установить единый источник испанской литургической традиции исследователи не могут. Кроме того, на протяжении I тыс. христианской истории во многих областях Испании сохранялись местные обычаи, которые нашли отражение в литургических книгах и которые теперь практически невозможно отличить от общих для испано-мосарабского обряда тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития испано-мосарабского обряда, когда сформировалось несколько зон литургической активности.

 



 
PR-CY.ru