ИСИДОР Твердислов, Ростовский - Страница 3

В рассказе о другом чуде повествуется, как однажды Исидор Твердислов пришёл в дом ростовского князя и попросил воды, но слуга прогнал его. Во время обеда князя все сосуды с питьём оказались пустыми. Князь, узнав о поступке слуги, послал за юродивым. Вернувшись, Исидор Твердислов подал присутствовавшему на обеде епископу просфору «от митрополита в Киеве», и сосуды наполнились вином. Как заметил В.О. Ключевский, чудо о князе восходит к чудесам новгородского блаженного Николая Качанова (рассказ о вине, которое превращается в непригодную для питья жидкость, дважды повторяется в Житии Симеона Эмесского). В XIX в. в Ростове бытовало предание, что Исидор Твердислов, придя на брачный пир к князю Ивану Михайловичу Оболенскому (впоследствии Ростовский, Ярославский и Белозерский архиепископ Иоасаф), предсказал ему «архиерейскую шапку», а его жене княгине Дарье скорую смерть, что впоследствии сбылось по «твёрдому слову» святого. Практически во всех редакциях Жития и в месяцеслове ростовского происхождения 1487 г. (Российская государственная библиотека) приведено прозвище Исидора Твердислова – Твердислов, встречается также вариант: Твёрдое слово. В начальном стихе Жития объясняется смысл прозвища: «Твердислов правду тезоименно наречеся – утверди бо ум и со словом вкупе, еже к Богу обеща». Иеромонах Алексий (Кузнецов) предположил, что мирское имя святого было Твердислав, «позднейшими переписчиками переделанное в Твердислов и неправильно толкуемое как прозвание его за то, что слова его сбывались». По мнению Сергея Аркадьевича Иванова, «Твердислов – это тот, кто всё время твердит какое-нибудь слово». Обращает на себя внимание тот факт, что и в стихе, и в последующем вступлении к Житию не говорится о юродстве Исидора Твердислова. О своей смерти Исидор Твердислов знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., например: Российская национальная библиотека) кончина Исидора Твердислова отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в. – к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная церковь в честь Вознесения (позднее называвшаяся также церковью Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению П.Е. Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т.е. 18 мая, было навечерие этого праздника». В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской церкви, из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы Исидора Твердислова. По мнению М.Д. Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении великим князем Иваном III Васильевичем гробницы Варлаама Хутынского. Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников. Сразу же после преставления Исидора Твердислова началось его почитание. У его гроба исцелились человек из села Соли, обезумевший от пьянства, Фёдор из ростовского села – от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, второе сопровождалось видением исцелённому. Почитание Исидора Твердислова уже в конце XV в. было устойчивым как в Ростовской земле, так и за её пределами. В месяцеслове 1487 г. под 14 мая указана память Исидора Твердислова (Российская государственная библиотека). Память святого отмечена в Уставе из библиотеки перемышльского Троицкого Лютикова монастыря, написанном в 1474–1513 гг., как полагают исследователи, близ Киева, в Уставе, переписанном в 1522 г. для Вологодского и Пермского епископа Алексия (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru