ИРИНАРХ - Страница 3

Иконы двунадесятых праздников в трёх иконостасах имели овальную форму; в центральном приделе располагались по обе стороны иконы Господа Вседержителя. Иринарх и художники его мастерской выполнили живописные композиции на евангельские сюжеты на стенах Покровского храма. Некоторые из полотен были перенесены в новую церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (1864–1866 гг.) на гостином дворе лавры, а затем переданы в фонды Киево-Печерского музея-заповедника. Исследователи предполагают, что работой Иринарха является икона-картина «Уверение Фомы» из Голосеевской пустыни (Киево-Печерский музей-заповедник). Художественная манера автора вполне соответствует словесному отзыву комиссии о поновлённой живописи Иринарха в Успенском соборе лавры. В Киево-Печерского музее-заповеднике есть ряд подобных картин в академическом стиле, писанных маслом на холсте, авторство которых исследователи предположительно относят к Иринарху и живописцам его мастерской («Жёны-мироносицы у Гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Благословение детей»). В 1849 г. Иринарх был привлечён к работе Комитета для возобновления собора Святой Софии в Киеве. В документах 1849–1853 гг., а также в памятной надписи 1851 г. на арке Софийского собора (не сохранилась) Иринарх назван «соборным старцем Лавры», т.е. он был членом Духовного собора Киево-Печерской лавры. В 1850–1851 гг., придя на место Макария Самсоновича Пешехонова по положительной рекомендации Ф.Г. Солнцева, Иринарх с учениками переписал около трети фресок собора. Иринарх выполнил росписи в центральной части храма. В 1850 г. император Николай I одобрил его работу, однако не обошлось без курьёзов. Так, на фреске, изображающей великого князя Ярослава Мудрого с детьми, была надпись по-гречески: «Вера, Надежда, Любовь, София», каждая из фигур представлена в длинных одеждах и со свечой в руке. В 1844 г. М.С. Пешехонов и епархиальный архитектор Павел Иванович Спарро ошиблись в определении композиции и зафиксировали её в реестре фресок, требующих реставрации, которым руководствовался Иринарх. Ошибку в 1863 г. отметил академик Измаил Иванович Срезневский, указав на княжеские мужские одеяния представленных персонажей и ктиторский характер изображения. Под наблюдением Иринарха производились работы (проект Ф.Г. Солнцева) по понижению центрального иконостаса (1697 г.) для открытого просмотра алтарных мозаик (1040 гг.). В конце 1852 г. Иринарха, уволенного по состоянию здоровья, сменил его ближайший помощник священник Иосиф Желтоножский, который с сорока учениками выполнил поновление фресок в лестничных башнях, а также строительные и иконостасные работы. С 1851 г. Иринарх с художниками мастерской расписывал стены нижней домовой церкви св. Иоанна Многострадального митрополичьего дома на подворье собора Святой Софии в Голосеевской пустыни и там же завершил сооружение водосточных труб и желобов.

 



 
PR-CY.ru