ИРИНАРХ

ИРИНАРХ, в крещении Иоаким (1806–1869 гг.) – архимандрит, иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии». В послужных списках монашествующих Белобережской пустыни (1831–1832 гг.; дополнялись в 1830 гг.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губернии. В 1835–1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и монастырях Орла, Брянска и Брянского уезда Орловской губернии. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пустыни, в 1838 г. рукоположён во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пустыни поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря близ Брянска, всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божьей Матери (не сохранилась). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для Иринарха. В 1837 г. в Орле состоялась первая встреча Иринарха с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), которая определила его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновлённая в 1835–1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохранилась) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, как полагают исследователи, обучавшим его живописи. Митрополит Филарет пригласил Иринарха в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев Иринарх поддерживал переписку с митрополитом. В Киев Иринарх приехал в 1840 г., был зачислен в братию Киево-Печерской лавры и назначен начальником лаврской иконописной мастерской. Тогда же он был рукоположён во иерея. В том же году Иринарх с учениками приступил к поновлению живописи Успенского собора (1770 гг.), работа продолжалась с середины июля 1840 г. по 1 октября 1842 г. Невзирая на недовольство императора Николая I поновлённой живописью Успенского собора, в декабре 1843 г. Иринарху были высказаны признательность митрополита Филарета и благодарность «всея лавры». Однако Иринарх был отстранён от работ, поскольку комиссия нашла, что «новая живопись не имеет характера превосходной греческой живописи, ибо она светла и ярка…, в ней видна смесь древней иконописной живописи с манерой нынешней, что, вероятно, произошло от верного соблюдения прежних рисунков при отделке их рукой художника, принадлежащего новой церковно-живописной школе». Роспись была исправлена по эскизу академика Фёдора Григорьевича Солнцева в соответствии с представлением о византийском стиле, характерным для XIX в. По заказу митрополита Филарета после 1842 г. Иринарх с учениками выполнил маслом на металлических пластинах иконы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры; иконы поместили над раками. В воспоминаниях Ивана Васильевича Гудовского, ученика Иринарха, большая часть икон датируется началом 1840 гг.; позднее иконы поновлялись (как полагают исследователи, несколькими мастерами).

 



 
PR-CY.ru