ИРИНА - Страница 4

В тот же день в храм была передана частица мощей Ирины. В Греции Ирина считается покровительницей полиции. Память Ирины указана в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 5 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ирина не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XI–XII вв.) память Ирины отмечается 4 мая; последование Ирине включает минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), хотя в некоторых рукописях (например, Российская национальная библиотека, XI в.) также могут содержаться отпустительный тропарь, кондак и дополнительные стихиры Ирине. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. 4 мая последование Ирине включает минимальный набор песнопений. В Мессинском Типиконе 1131 г. память Ирины отмечается 5 мая (служба подробно не описана). В Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. Ирине назначается отпустительный тропарь четвёртого гласа «Агница Твоя, Иисусе...». Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава, XII–XIII вв. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. 5 мая помимо отпустительного тропаря помещён также кондак Ирине третьего гласа. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти Ирины 5 мая совершается рядовая служба святому без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование Ирине включает отпустительный тропарь, кондак четвёртого гласа, канон. В исправленном издании Типикона 1682 г. и в последующих (в том числе современных) помещается тот же кондак Ирине, что и в первопечатном греческом Типиконе (другие указания под 5 мая не изменены). Последование Ирине, которое содержится в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь первого гласа «Христос, Мир тебя Ириной назвал...», четвёртого гласа; кондак четвёртого гласа «Прекраснодевственную воспоём..., четвёртого гласа; канон с акростихом «Твоими мя молитвами, мученице Ирино, покрый» четвёртого гласа, ирмос; цикл стихир-подобнов; седальны. В 1877 г. в Эрмуполисе была опубликована служба Ирине, составленная афонским монахом Каллиником Ликаониусом. По рукописям исследователям известны песнопения Ирине, не вошедшие в современные богослужебные книги: анонимный канон первого гласа, ирмос (начало: «Мира будучи бездной и мудрости»); канон с именем автора (Климента) в богородичнах с акростихом «Похвалу пою памяти Ирины мученицы» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Ясный день нам венчающая всех») со второй песнью; кондак «Светлостью сияющая...»; кондак шестого гласа; отпустительный тропарь четвёртого гласа; стихира-подобен, два самогласна. В византийском искусстве Ирина изображалась с крестом в руке, в царском одеянии и в короне, с которой иногда спускался прозрачный плат. В мозаиках нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030–1040 гг.) Ирина представлена в далматике лазурного цвета с золотым орнаментированным оплечьем и драгоценными камнями по золотой кайме, на голове – венец, в правой руке – крест, в левой – сфера с Голгофским крестом. В богато украшенных одеждах, в рост святая изображена в Каранлык-килисе в Гёреме (Каппадокия), середина – третья четверть XI в.; в церкви Прототрони на Наксосе, конец XI в.; в церкви св. Архангелов в Земо-Крихи (Грузия), середина – вторая половина XI в.; церкви св. Врачей в Кастории, на восточной стене нартекса, конец XII в.; в церкви св. Власия в Фрилингианике на острове Китира, 1290 гг.; церкви Пресвятой Богородицы Левишки в Призрене, на северо-западном столбе, 1310–1313 гг.; в церкви монастыря св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в.

 



 
PR-CY.ru