ИРИНА

ИРИНА (ум. в конце I в. или в начале II в.) – великомученица (память 5 мая; память в Византийской церкви 4, 23 мая). По мнению западных исследователей, Житие Ирины носит легендарный характер. Учёные указывают на то, что имя Ирина получило распространение в Византии только в первой половине VIII в. Составление Жития исследователи приписывают наставнику Ирины Ампелиану или Апеллиану. Редакции Жития не изданы, и специального исследования, посвящённого этой святой, пока не существует. Раймон Жанен не исключает, что первоначальная легенда лучше отражена в кратком Житии Ирины в составе Минология императора Василия II, согласно которому Ирина была обезглавлена по приказу игемона Ампелиана. Существуют также переводы Жития Ирины на сирийский и латинский языки. Исследователи отмечают, что важнейшие разночтения в текстах редакций касаются времени и места жизни Ирины. Несмотря на то что в ряде редакций последний из мучителей Ирины по имени Саворий назван персидским царём, болландисты считают, что действие происходило во Фракии и в Мисии, где находились упомянутые в Житии города Каллиполь и Месемврия. Существуют различные мнения о местонахождении города Магедона: исследователи предполагают, что он был расположен в Персии или в Мигдонии (Македония). Магедон исследователи также отождествляли с Мадитом во Фракии или с Магидом в Памфилии. Большинство редакций Жития Ирины называет её отца Лициния правителем города Магедона, тогда как в другой версии речь идёт о римском императоре Лицинии. В первом случае действие происходит в апостольские времена (Ирина была крещена апостолом Тимофеем), а во втором – в IV в., когда правили Лициний (308–324 гг.) и Саворий, т.е. Шапур II (309–379 гг.). Правитель города Магедона Лициний дал дочери, которая отличалась необыкновенной красотой, имя Пенелопа. Построил для неё украшенную золотом башню, где она должна была жить до брачного возраста. Почтенный старец, по имени Ампелиан (или Апеллиан), тайный христианин, обучал девицу наукам. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет, и отец собрался отдать её замуж, ей было явлено знамение. В окно, обращённое на восток, влетел голубь, который принёс ей оливковую ветвь, затем орёл с венком из цветов, а после них в другое окно – ворон, державший в клюве змею. Ампелиан, обладавший даром прозорливости, растолковал это знамение. Голубь символизировал добрый нрав, кротость, смирение и девическое целомудрие, а принесённая им ветвь оливы – Божью благодать, которую Пенелопа получит через св. крещение. Орёл предвещал победу над страстями и невидимыми врагами, а венок – награду за подвиги в Царствии Небесном. Ворон со змеёй означал врага-дьявола и предстоящие мучения. Ампелиан предсказал, что Пенелопа станет невестой великого Царя, владыки неба и земли, и претерпит многие страдания за Его имя. Когда Лициний начал вести разговоры о предстоящем замужестве, Пенелопа обратилась к языческим идолам с вопросом, нужно ли ей вступать в брак. Не получив знамения от идолов, девушка обратилась с молитвой ко Христу, и во сне ей явился ангел, который нарёк её невестой Христовой и возвестил, что она примет крещение с именем Ирина от ученика апостола Павла Тимофея (в тексте он именуется пресвитером).

 



 
PR-CY.ru