ИОСИФ, Стойка - Страница 2

Избрание епископа для Марамороша поддержал правитель Трансильвании, исповедовавший кальвинизм, Михай (Михаил) II Апафи, который враждебно относился к католикам. Не позднее 1691 г. Иосиф был хиротонисан во епископа Сучавским митрополитом Досифеем (Барилэ), который жил в изгнании в Речи Посполитой (сначала в городе Стрый, затем в городе Жолква; ныне Львовской области). 15 марта 1692 г. Собор карпаторусского и румынского духовенства Марамороша под руководством протопопа Иоанна из села Жагова утвердил Иосифа на кафедре. Резиденцией Иосифа был Грушевский Михайловский монастырь в селе Грушеве близ Хуста (ныне Закарпатской области), который с 1391 г. являлся ставропигиальным в подчинении Константинопольскому патриарху. Исследователи предполагают, что епископ был настоятелем Грушевского монастыря и потому имел титул патриаршего экзарха. Одним из первых свидетельств архипастырской деятельности Иосифа является подписанный им в 1692 г. антиминс для церкви в селе Пилипец, где приведён полный титул архиерея: «Алтарь рукодействен и благословен Иосифом Стойка, православным епископом Мараморошским, экзархою ставропигии патриаршеской, администратором митрополии Белградской и Седмиграда». Как следует из подписи на антиминсе, Иосиф был управляющим Трансильванской митрополией с кафедрой в Бэлграде (ныне Алба-Юлия), хотя в качестве епископа Марамороша, являющегося частью Трансильвании, он должен был подчиняться православному Трансильванскому митрополиту. Поставление Иосифа не было признано Трансильванскими архиереями. Хиротонисанный в 1698 г. Трансильванский епископ Афанасий (Ангел; впоследствии митрополит) титуловался как архиепископ Бэлградский, Вадский, Мараморошский, Сильвашский, Фэгэрашский, всея Трансильвании и «всей Угорской страны», претендуя, таким образом, в том числе на приходы Марамороша. Причина противоречий между Иосифом и православными Трансильванскими митрополитами, как полагают исследователи, заключалась в том, что Трансильванские архиереи с начала 1690 гг. вели переговоры с католическими иерархами и венгерскими чиновниками о переходе в унию. В 1692 г. император Леопольд I подписал декрет об уравнении закарпатского униатского духовенства в правах с римско-католическим, что усилило католический прозелитизм в отношении православных. В 1696 г. католический архиепископ Колонич и униатский Мукачевский епископа Рога де Камиллис добились разрешения властей на открытие римско-католических и униатских приходов в Мараморошском, Сольнокском, Кьоарском, Угочанском и других комитатах Трансильвании. В Марамороше начался насильственный захват униатами православных храмов, в городе Сату-Маре активно действовала миссия иезуитов. В 1699 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай поддержал идею унии, рассматривая её как этап на пути реформирования православной церкви по протестантскому образцу. С 1693 г. православный Трансильванский митрополит Феофил (Сереми) вместе с влиятельными протопопами вёл переговоры с властями о принятии унии, о чём было объявлено в феврале-марте 1697 г. на заседании синода Трансильванской епархии.

 



 
PR-CY.ru