ИОАНН ВОИН - Страница 3

В подлиннике из собрания Георгия Дмитриевича Филимонова Иоанн Воин описан только как воин, что совпадает с большинством сохранившихся памятников и свидетельствует о завершении формирования иконографии: Иоанн Воин «подобием рус, власы на главе просты и кратки, брада невелика, аки Козмы безсребренника, ризы воинския и в лате, верхняя киноварная, исподняя лазоревая, в руке крест, а в другой копие». Этой традиции следует и «Руководство...» Виктора Доримедонтовича Фартусова, согласно которому Иоанн Воин «римского типа, средних лет, волосы коротки, борода меньше средней величины; телом мужествен, лицом худ от поста», в латах поверх «одежд римских воинов» (в хартии святого составитель рекомендует помещать текст с перечислением его заслуг). Из приведённых описаний исследователи сделали вывод, что, несмотря на различия в атрибутах, основные черты облика Иоанна Воина были устойчивыми: святого изображали как средовека с короткими (в ряде случаев волнистыми) русыми волосами, с высоким лбом и небольшой бородой, иногда слегка раздваивающейся на конце. Стандартность этого типа, к которому близка внешность других святых воинов, например, великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Никиты, повлияла на то, что древние изображения последних при поновлении в Новое время могли надписываться именем Иоанна Воина (Иоанну Воину и Феодору Тирону молились о возвращении украденного имущества). Этот процесс, свидетельствующий о частичном вытеснении новым почитанием старых, отражают: икона великомученика Феодора Тирона из Успенского собора Московского Кремля (XIV в.?), переписанная в XVIII–XIX вв.; роспись св. ворот Кириллова Белозерского монастыря 1585 г., в составе которой представлена фигура великомученика Феодора Стратилата (она соответствовала посвящению придела надвратной церкви Иоанна Лествичника); двухсторонняя икона-таблетка второй половины XVI в. из собрания Мараевых (Третьяковская галерея), на которой в соответствии с известной традицией были представлены два великомученика Феодора, Стратилат и Тирон, один из которых при поновлении в XIX в. был назван Иоанном Воином. Примером смешения образов Иоанна Воина и великомученика Никиты, по мнению исследователей, может служить створка складня первой половины XVII в. (Рыбинский музей-заповедник): поздняя надпись с именем Иоанна Воина сопровождает фигуру св. воина с характерным обликом, близким к облику Спасителя. По мнению исследователей, великомученик Никита, а не Иоанн Воин изначально был изображён и на поновлённой в XIX в. иконе XVII в. из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве. Иоанна Воина не всегда отличали от соимённого и имеющего сходную внешность мученика Иоанна Нового, Сочавского, которого широко почитали в XVII в. Так, на иконе избранных святых из церкви пророка Илии в Ярославле (конец XVII в., Ярославский музей-заповедник) мученик Иоанн Новый (по надписи Белоградский), который согласно Житию был купцом, представлен в доспехах и имеет сходство с относящимися к тому же периоду изображениями Иоанна Воина. Древнейший известный в настоящее время образ Иоанна Воина входил в состав росписи церкви Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода (1199 г.).

 



 
PR-CY.ru