ИОСИФ, Бобрикович, Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич

ИОСИФ, Бобрикович, Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич (ум. раньше 1635 г.) – епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета. Отчество Иосифа (Левонович) даёт исследователям основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской церкви священник Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609–1610 гг. от униатского митрополита Ипатия Потея. В виленском братском училище Иосиф был учеником архимандрита Леонтия (Карповича). Иосиф принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре, по мнению исследователей, не позднее 1620 г. Как предполагает Анатон Васильевич Миронович, Иосиф был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем), который скончался в 1620 г.; его преемником стал архимандрит Мелетий (Смотрицкий). В начале 1620 гг. Иосиф стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства. Для «духовных намов» несколько раз в год ездил в Киев; входил в окружение Петра (Могилы). В 1622 г. Иосиф пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском училище таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов). Уровень преподавания в виленском училище был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униатский Киевский митрополит Иосиф Рутский обвинил Иосифа вместе с другими руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV православных иерархов. Причастность Иосифа к выпуску этих изданий исследователям представляется вероятной, но определить его личный вклад у них нет возможности. Перу Иосифа исследователи определённо приписывают лишь одно произведение: «Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т.д., произнесённая Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Святого Духа виленского братского монастыря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведённая» (1625 г., 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского мужского монастыря в местности Евье близ Вильно (ныне город Вевис, Литва), основанного князем Богданом Огинским в 1600 г. Иосиф писал, в частности, о важности сохранения православия белорусскими дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов. В связи с кончиной Иосифа Сильвестр (Косов) говорил о том, что Иосиф защищал права православных на сеймах, в трибунале и перед монархом. В письме митрополита Иова (Борецкого) к Иосифу от 12 января 1625 г. сообщается, что митрополит на встрече с ехавшими на сейм запорожскими послами рекомендовал им сноситься с представителями Виленского братства. Митрополит также предлагал Иосифу ходатайствовать на сейме о прекращении преследования православных и о признании православной иерархии польскими властями. Не позднее 1628 г. Иосиф стал «наместником и ректором» виленского Свято-Духова монастыря.

 



 
PR-CY.ru