ИОАСАФ, Медведев Иван - Страница 2

Так, указ Синода «О расстрижении монахов строжайший» (Государственный архив Брянской области) запрещал «скитающимся в лесах монахам кельи строить и во оных жительство иметь». В мае 1765 г. по повелению Севской духовной консистории подканцеляристом Василием Алексеевым Иоасаф был арестован, обвинён в незаконном проживании в лесу и препровожден для разбирательства в Севск. Однако после беседы с Севским и Брянским епископом Тихоном (Якубовским) Иоасаф был оставлен в Площанской пустыни, где и скончался на покое. Погребён в монастырском Казанском соборе, в приделе Николая Чудотворца (могила Иоасафа не сохранилась). В литературе XIX–XX вв. часто приводилась неверная дата кончины Иоасафа. Подлинную дату исследователям удалось установить благодаря обнаруженному списку письма строителя Островской Введенской пустыни старца Клеопы I площанскому иеромонаху Селевкию (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки), в котором говорится о смерти площанского старца. Клеопа с февраля-марта 1765 г. подвизался в окрестностях Площанской и Яменской Иоанно-Предтеченской пустыни, в июне того же года вернулся в Островский монастырь. Несмотря на формальную незаконность пострижений, совершённых Иоасафом в лесных скитах, епископы Севские и Брянские Тихон (Якубовский) и Кирилл (Флоринский) признавали действительность монашества учеников старца в силу соблюдения им устава и наличия обязательных свидетелей пострижения. Среди его учеников – строители Площанской пустыни Пафнутий (Козёлкин), Иоиль (Титов) и Серапион, а также настоятель Чёлнского в честь Преображения Господня монастыря Кесарий (Плюгин), постригавший Льва Оптинского. Духовными чадами Иоасафа считаются и многие пустынники, которые подвизались в окрестных лесах до начала XIX в. – времени хозяйственного освоения лесов и заготовки древесины, когда иноки перешли в более тихие Рославльские леса, образовав целые поселения, например, Монашеский ров близ села Екимовичи (ныне Рославльского района Смоленской области). Сохранилось письмо-завещание ученику монаху Андронику, которое Иоасаф написал между 1761 и 1765 гг. (Переписано Моисеем Оптинским: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). В нём подвижник испрашивал прощение у братии, завещал воздерживаться «от гнева и от пьянства и блуда», стяжать «терпение и ко всем нелицемерную любовь и к настоятелю во всём безропотное послушание». Келейное имущество Иоасаф завещал раздать братии, лишь икону Покрова Пресвятой Богородицы передать в собор Площанской пустыни. «Окаянное тело» он просил похоронить «при вратех на самой дороге неотменно, чтоб чрез мой гроб люди и скоты ходили и ездили по вся дни». О почитании Иоасафа среди учеников и насельников Площанской пустыни свидетельствовал старец Клеопа I в письме иеромонаху Селевкию (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Согласно описанию Казанского собора Площанской пустыни 1870 гг. XIX в. (Государственный архив Брянской области), в настенных росписях было изображение тезоименитого Иоасафу св. старца Иоасафа, царевича Индийского. Панихидная память Иоасафа в Площанской обители празднуется 15 мая.



 
PR-CY.ru