ИОАСАФ, Медведев Иван

ИОАСАФ, Медведев Иван (1680–1765 гг.) – иеромонах, строитель Площанского в честь Казанской иконы Божьей Матери монастыря, основатель брянского пустынножительства. Основные сведения об Иоасафе собраны и записаны его учеником площанским строителем игуменом Серапионом (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Согласно Запискам Серапиона, Иоасаф происходил из каширских дворян (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Акты Борщёвской Николаевской пустыни Севского уезда свидетельствуют о возможной принадлежности Иоасафа к роду Медведевых: среди братии за 1738 г. упоминаются «иеросхимонах Иоасаф со ученики» и иеромонах «Иосаф Медведев» (Российский государственный архив древних актов, Центральный исторический архив Москвы). По мнению исследователей, это именно этот Иоасаф, т.к. Площанский и Борщёвский монастыри в 1730 гг. были объединены и управлялись одним настоятелем иеромонахом Тихоном (Игнатьевым). После смерти отца, который служил в Москве у князя Никиты Сергеевича Урусова, Иван обучил грамоте своего младшего брата и около 1700 г. по обету решил принять монашество. В 1717 г. в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре игуменом Варнавой Медведев был пострижен в рясофор, в 1721 г. в Белобережской брянской пустыни, – в мантию. В 1721 г. по благословению строителя Белобережской обители Серапиона Иоасаф возглавил этот монастырь, но в 1723 г., сославшись на плохое здоровье, уволился на покой. Стремясь к большему уединению, удалился в Брянские леса. Однако, узнав о строгой подвижнической жизни Иоасафа, строитель Площанской и Борщёвской пустыни иеромонах Тихон (Игнатьев) уговорил его перейти в Борщёвскую обитель. В 1729 г. Иоасаф стал помощником настоятеля в управлении обоими монастырями. В 1730 г. митрополитом Самтаврийским (Восточно-грузинского католикосата) Христофором (ум. в 1734 г.) Иоасаф был рукоположён во иерея. В мае 1742 г., после кончины иеромонаха Тихона, братия и вкладчики Площанской пустыни избрали Иоасафа строителем обители. 19 июня того же года он официально возглавил обитель, временно оставив пустыннические подвиги. Завершил строительство и освятил каменный монастырский собор в честь Казанской иконы Божьей Матери, заложил церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вместо деревянного построил каменный корпус с трапезной и кельями, пополнил ризницу и библиотеку обители. В 1746 г. Иоасаф вновь удалился в Брянские леса: сначала в Белобережскую пустынь, затем в урочище Кривой Лес, где построил себе келью и подвизался до самой старости. Келья Иоасафа состояла из двух–трёх домиков и небольшого огорода, на котором старец выращивал овощи. Иногда он посещал своих учеников в Борщёвской и Площанской обителях. «Усматривал способных к пустынножительству, совершал постриги, а затем «отсылал в монастырь или оставлял при себе; но это возбудило негодование духовенства ближних сёл». Пустынножительство и служение Иоасафа проходили в годы ужесточения официального надзора за монастырями.

 



 
PR-CY.ru