ИОАСАФ, Заболотский Иоанн - Страница 3

По инициативе Иоасафа в древней Свято-Троицкой церкви («Белая Троица») в Затьмачье был освящён придел во имя Ефрема Новоторжского (1787 г.). В Тверской губернии построены Крестовоздвиженская церковь (1784–1788 гг.) Ниловой Столобенской пустыни, уникальная Преображенская церковь (повторяет формы Чесменского храма в Санкт-Петербурге) в селе Красном Старицкого уезда, Воскресенская церковь в селе Никольское-Собакино (Липовка) и Казанская церковь в селе Никитском Калязинского уезда, Богородице-Рождественская церковь (1786–1788 гг.) в селе Дрюцкове Бежецкого уезда, Преображенская церковь (1785 г.) в селе Спас-Есеновичи Вышневолоцкого уезда. Одновременно в годы правления Иоасафа в начале 1788 г. были окончательно закрыты монастыри: Иванишинский (Иваницкий) Успенский в Старицком уезде, Рябовский Троицкий в Калязинском уезде и Шеренский (Ширинский) Благовещенский в Кашинском уезде. В 1785 г. Иоасаф учредил несколько ежегодных крестных ходов: 28 июля в кладбищенскую Смоленскую церковь Твери; 5 августа из Трёхсвятительского в кафедральный собор. Покровительствовал ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Макарию (Петровичу), способствовал изданию в 1786 г. его «Богословия». Императрица Екатерина II, неоднократно останавливавшаяся в Твери, дважды (в 1785 и 1788 гг.) в сопровождении архиерея посещала Тверскую духовную семинарию, увеличила вдвое средства на содержание семинарии и повелела отпустить из суммы Коллегии экономии 17 268 руб. для строительства нового семинарского здания. По поручению Иоасафа семинаристы приветствовали императрицу Екатерину одами, кантами, стихами, сочинёнными в её честь. Во время одного из визитов в Тверь императрица пожаловала Иоасафу драгоценный наперсный крест, который архиерей передал в дар кафедральному собору. По завещанию Иоасаф был погребён в Жёлтиковом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. Отпевание и погребение возглавил прибывший из Грузии епископ Цаишский Григорий (Чиковани). В 1923 г. обитель была закрыта, монастырские постройки разрушены, захоронение, по мнению исследователей, утрачено. К началу ХХ в. в Жёлтиковом монастыре хранился посох Тверского святителя Арсения (ум. в 1409 г.), «возобновлённый» по инициативе Иоасафа. Иоасаф считался «одним из лучших духовных витий своего времени». Речи, произнесённые им в высочайшем присутствии, отличались «искусством изобретения и чистотою языка». Излюбленной жанровой формой его проповедей был панегирик. Ораторским произведениям Иоасафа присуща краткость, выразительность, стройность построения; риторические фигуры употреблял умеренно, отдавая преимущество вопросу и восклицанию.



 
PR-CY.ru