ИГНАТИЙ - Страница 3

В «Книге обличений, или Евангелии вечном» (около 1679 г.) Аввакум поучает Игнатия: «Не преподаёт бо Отец в Сына, ниже Сын во Отца, тожде и Дух Святый, соловянин Игнатий. И веруй, трисущную Троицу несекомую секи по равенству, не бось, едино – на три существа, тожде естества и образы три равны... Зри, Игнатей: “На трое течёт источник Божества”, – добре печатны стихи, о нихъже соблажняет тя бес; по Арию не рцы: “Три естества неравныя», а равны три естества добре, или три существа; не шевели больши тово”» (Русская историческая библиотека). Крушение надежд на возвращение царя Фёдора Алексеевича к «старой вере» (взошёл на престол 30 января 1676 г.), трагическое переживание своего времени как «последнего» и убеждённость в приходе «духовного» антихриста привели Игнатия к выводу о смерти как единственном способе освобождения от антихристова мира. Соловецкий монастырь накануне и в ходе восстания воспринимался участниками старообрядческого движения как «Новый Иерусалим» и последний оплот веры. После падения обители истинная вера, по мнению старообрядцев, сохранилась лишь в перемещающемся сообществе верных и не имела твёрдого оплота на земле. Выходцы с Соловков (Игнатий, Пимен, Герман Коровка и Иосиф Сухой) должны были собрать свои «корабли верующих» и возглавить их движение в иной мир через самосожжения – «гари» (Игнатий имел видение: «...Четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще»). Для самосожжения Игнатий избрал Палеостровский монастырь на острове на Онежском озере, где он водворился со своими последователями в январе 1687 г. Дождавшись прихода царских войск, которым поручено было арестовать старообрядцев, Игнатий и его «корабль» сожгли себя. Источники называют разное число участников первой палеостровской «гари»: 1 тыс., 1,2 тыс., 2 тыс., 2,5 тыс. или 2,7 тыс. человек. Последователи Игнатия позднее организовали новые «гари»: 9 августа 1687 г. (Пимен, деревня Березов Наволок Кольского присуда, более 1 тыс. человек), 23 ноября 1688 г. (Герман Коровка, Емельян Иванов Второй, Палеостровский монастырь, 500, 1,5 тыс. или 2 тыс. человек), между 12 и 17 августа 1693 г. (Иосиф Сухой, Строкина пустынь в Пудожском крае, более 800 человек). Однако большинство старообрядцев негативно отнеслись к идее самосожжений. Палеостровские «гари» 1687–1688 гг. имели прямое отношение к истории Выголексинского общежительства: выход Игнатия, жившего со своими сторонниками в келье на Сарозере на окраине «Выговской пустыни», в Палеостровский монастырь предотвратил разорение старообрядческих поселений, существовавших в глубине «Выговской пустыни» (этот отвлекающий манёвр применил полтора года спустя и Емельян Иванов). На базе не разорённых старообрядческих «пристанищ» через несколько лет сложилось Выголексинское общежительство.

 



 
PR-CY.ru