ИГНАТИЙ

ИГНАТИЙ (ум. в 1687 г.) – бывший монах Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, деятель раннего периода истории старообрядчества, автор сочинений. Судя по сохранившимся документам Соловецкого монастыря, Игнатий был пострижеником этой обители, к 1661 г. имел сан диакона. Игнатий выполнял общемонастырские хозяйственные поручения, в частности, управлял некоторыми соляными промыслами в 1663–1664 гг. После того как к середине 1660 гг. в Соловецком монастыре сложилась оппозиция осуществлявшейся богослужебной реформе, Игнатий стал одним из её руководителей. Ближайшими его сподвижниками были Герасим (Фирсов), Александр Стукалов, Геннадий (Качалов), Ефрем Каргополец. Деятельность оппозиции была направлена, в первую очередь, на смещение архимандрита Варфоломея и келаря Савватия (Обрютина), которые пытались удержать братию в подчинении церковным властям. Участие в оппозиции стало причиной острых конфликтов Игнатия с монастырским начальством, в этот период он дважды убегал из обители. Известна дата второй попытки бегства – 14 мая 1666 г., тогда диакон бежал вместе с четырьмя монахами, их поймали в 200 верстах от монастыря в Малой Шуйке Кожеозерской вотчины, после чего посадили в монастырскую темницу и по приказанию келаря Савватия «смиряли монастырским смирением». В донесении келаря царю об этих событиях сообщается, что «а и преже, государь, сего те чернцы от нас из монастыря бегали ж, и мы, нищие, в погоню посылали, и поймали их наши погонщики на Двине от монастыря верст с триста». Наказание Игнатия стало причиной бунта соборных старцев Александра Стукалова, Геннадия (Качалова) и Ефрема Каргопольца, 28 июня 1666 г. во время службы попытавшихся убить Савватия. Игнатий был лишён сана (в челобитной архимандрита Варфоломея царю от 11 августа 1666 Игнатий назван бывшим дьяконом: «Старец Игнатей, чёрной дьякон, а ныне и дьяконство потерял»). Игнатий (как дьякон) подписал три первые соловецкие челобитные в защиту старого обряда (вторая и третья челобитные написаны 30 сентября 1666 г.; подпись Игнатия как дьякона может объясняться тем, что в монастыре ещё не было известно о лишении его сана, это распоряжение было, по-видимому, привезено в обитель в октябре 1666 г.), под четвёртой челобитной (15 октября 1667 г.) подписи Игнатия уже нет. Это позволяет исследователям предположить, что бывший дьякон окончательно покинул монастырь между октябрём 1666 г. и началом сентября 1667 г., до начала Соловецкого восстания. Это предположение не противоречит дате ухода Игнатия, принятой в позднейшей старообрядческой традиции: 6175 (1666/1667) г.

 



 
PR-CY.ru