ИОАНН ДЕ ГРОКЕЙО - Страница 2

В состав этой классификации входят: популярная музыка (cantus publicus; подразумевается музыка устной традиции; автор называет такую музыку также «местной» (civilis), «простой» (simplex), «просторечной» (vulgaris, т.е. на вульгарном наречии; неправильный традиционный перевод – «народная»)), учёная музыка (оригинальные эпитеты – «сложная» (composita), «правильная» (regularis), «каноническая» (canonica), «размеренная» (mensurata, т.е. с выписанным ритмом, ритмизованная); здесь рассматриваются многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная – политекстовый мотет) и церковная музыка (cantus eccleciasticus, cantus planus; богослужебное одноголосное пение, плавный распев; см. Грегорианское пение). Особенно подробно Иоанн де Грокейо описывает бытование форм популярной музыки; в эту категорию он включает шансон (cantilena), эстампиду (stantipes), рондо (rotunda), дукцию (ductia; Михаил Александрович Сапонов понимает этот термин как латинизм для обозначения танцевальной песни – «каролы») и некоторые другие «менестрельные» жанры. В обширной классификации музыкальных инструментов Иоанн де Грокейо выделяет виелу как инструмент, обладающий широчайшими художественно-смысловыми и формальными возможностями («хороший мастер сыграет на виеле любую мелодию, любую шансон и любую музыкальную форму вообще»). «Естественным инструментом» автор называет голос человека, «искусственным инструментом» – музыкальный инструмент в современном смысле. Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений – чёткая дифференциация интервалов на вертикальные и горизонтальные; для этой цели переосмысливаются традиционные термины «консонанс» (consonantia) и «конкорданс» (concordantia). Самым совершенным консонансом (consonantia perfectissima) Иоанн де Грокейо объявляет квинтоктаву (основной сонантный устой в многоголосии XIII–XIV вв.), объясняя её так: «Всевышний Создатель изначально вложил в звуки троичное совершенство гармонии. Тем самым Он хотел явить Свою благодать (bonitatem), чтобы посредством таких (созвучий) Его имя прославлялось. И, возможно, подобно тому как (троичное совершенство) есть в достославной Троице, оно познается и посредством следующего опыта: первая гармония есть как бы мать (древними она была названа октавой), другая, содержащаяся в первой, – как бы дочь (она называется квинтой), а третья исходит от двух предыдущих (она именуется квартой). Эти три, упорядоченные в одновременности, издают самый совершенный консонанс». Трактат «О музыке» представляет традиционное для католической богослужебной музыки учение о ладах, но вместе с тем содержит редкую для средневековой науки констатацию того обстоятельства, что светская музыка (одноголосная и многоголосная), а также некоторые новосочинённые богослужебные распевы «не подчиняются правилам церковных тонов». Учение Иоанна де Грокейо, вероятно, в силу его исключительной самобытности, не было воспринято западными мыслителями Средних веков и эпохи Возрождения. Усилиями Ролоффа, посвятившего исследованиям Иоанна де Грокейо больше сорока лет, трактат «О музыке» занял подобающее место в истории мирового музыкознания.



 
PR-CY.ru