ИОАНН ДЕ ГРОКЕЙО

ИОАНН ДЕ ГРОКЕЙО – французский музыкальный теоретик конца XIII в., автор латинского трактата «О музыке» («De musica») – одного из самых оригинальных музыкально-теоретических текстов западного Средневековья. Трактат сохранился в двух списках: конца XIV в. и начала XIV в.; без указания автора и с названием «Ars musice» («Искусство музыки»). По мнению Иеронима Вольфа и Х. Бесселера, трактат был создан около 1300 г., Э. Ролофф предложил другую датировку – около 1275 г., исходя из того, что у Иоанна де Грокейо изложена более ранняя система мензуальной нотации, чем в сочинении Франко Кёльнского, написанном около 1280 г. У исследователей есть основания считать, что автор принадлежал к нормандскому роду де Груши, поскольку в трактате из географических реалий Франции (помимо Парижа) упоминается только Нормандия, а в качестве адресата другого текста Иоанна де Грокейо назван монах Климент из Лесе (епископство Кутанс, Нормандия). В Дармштадтском списке Иоанн де Грокейо назван магистром, другой рукой добавлено «regens»; по мнению исследователей, ещё позднее было вставлено слово, прочитанное некоторыми исследователями как Parisius (парижский), следовательно, исследователи предполагают, что Иоанн де Грокейо преподавал в Парижском университете. По мнению исследователей, Иоанн де Грокейо имел также сан священника, поскольку он ссылается на свои проповеди. В трактате Иоанна де Грокейо отразилось влияние новейших достижений философии и теологии того времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия (см. ст. Artes liberales). В логике анализа объектов музыкальной науки явно просматривается стремление автора подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму. Например, музыкальный интервал Иоанн де Грокейо понимает как материю музыки и одновременно как форму, определяемую числом; в вокальной музыке текст является материей, в которую «вводится» музыкальная форма, и т.д. Иоанн де Грокейо даёт собственное, амбивалентное определение музыки: с одной стороны, это scientia, теоретическая «наука о числе, отнесённом к звукам» (это определение восходит к текстам пифагорейской традиции), с другой стороны, это ars, ремесло, практическое «искусство, направленное на облегчение пения», свод дидактических рекомендаций. Отвергая традиционное боэцианское деление музыки на «мировую» (mundana, Божественная гармония Вселенной), человеческую (humana, гармония человеческого тела; по её поводу автор саркастически восклицает: «...Да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?!») и инструментальную (instrumentalis, т.е. музыку, которую производит человек), Иоанн де Грокейо предлагает собственную классификацию, в основу которой положена современная ему парижская музыкакльная практика.

 



 
PR-CY.ru