ИОАНН I - Страница 3

Вскоре после того как Иоанн I возглавил Киевскую кафедру, произошло обретение мощей святых Бориса и Глеба, что стало толчком к распространению их почитания. Такая хронология подтверждается известным фактом, что как раз со второй половины 1040 гг. имена Борис, Глеб, Роман, Давид стали чаще использовать при наречении имени в княжеском семействе. Верхним хронологическим пределом периода святительства Иоанна I служит дата поставления на митрополию Илариона – 1051 г. Это значит, что на рубеже 1040 и 1050 гг. (не позднее 24 июля 1051 г.) Иоанн I освящал вышгородскую церковь во имя святых Бориса и Глеба, после чего здесь были положены мощи братьев-страстотерпцев. Титулование Иоанна I архиепископом исследователи склонны объяснять какими-то церковно-политическими обстоятельствами второй половины 1040 гг., природа которых им неясна. Древнейшая служба князьям Борису и Глебу в некоторых списках (наиболее ранний – в июльской Минее первой половины XII в.: Российский государственный архив древних актов) указывает в качестве составителя «Иоана, митрополита Русьскаго». Поскольку описание перенесения мощей при Иоанне I в СЧ и ЧН выдержано как описание официального церковного прославления, то исследователи склонны думать, что автором первой службы был именно Иоанн I. Эту долго господствовавшую в науке точку зрения поставили под сомнение те историки, которые связывали канонизацию Бориса и Глеба со вторым перенесением их мощей 20 мая 1072 г. Наиболее полно данная гипотеза разработана польским русистом Анджеем Поппе, который приписывал службу Киевскому митрополиту 1080 гг. XI в. Иоанну II. Главным мотивом для такого сомнения служили представления, связанные со слишком ранней датировкой пребывания Иоанна I на кафедре, но коль скоро они устранены, то исследователи не видят веских причин отвергать авторство Иоанна I. Кроме того, А. Поппе приводит аргументы в пользу той точки зрения, что автор службы был знаком с СЧ и ЧН; вопрос об авторе древнейшей службы страстотерпцам, таким образом, нуждается в дальнейшем рассмотрении. По мнению исследователей, вероятнее всего, именно Иоанну I принадлежит небольшая (от 15 до 17/18 мм в диаметре) сохранившаяся в двух экз. печать, которая на одной стороне имеет погрудное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми руками, а на другой – греческую надпись: «Богородица, помози Иоанну, митрополиту Руси». В. Лоран по собственно сфрагистическим признакам отверг возможность атрибуции этих моливдовулов Киевскому митрополиту Иоанну II, отнеся их ближе к началу XI в. Валентин Лавреньевич Янин предпочитает говорить о середине XII в. и о митрополите Иоанне IV как о владельце печати; однако такое предпочтение основывается лишь на упомянутой выше устаревшей гипотезе М.Д. Присёлкова об Охридском архиепископе Иоанне как о главе Русской церкви до 1037 г.



 
PR-CY.ru