ИОАНН I - Страница 2

Такой вывод основывался на предположении, что первое перенесение мощей, имевшее место 24 июля, происходило непременно в воскресенье, т.к. к воскресенью были приурочены второе и третье перенесения – 20 мая 1072 и 2 мая 1115 г. Кроме того, Михаил Дмитриевич Присёлков, развивая гипотезу А.А. Шахматова об учреждении митрополии в Киеве в 1037 г., отождествил Иоанна I с Охридским архиепископом Иоанном I (Дебрским), занимавшим кафедру в 1020 гг., поскольку, как считал историк, до учреждения Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русская церковь подчинялась Охриду. В качестве аргумента в пользу этой интерпретации рассматривался и тот факт, что Иоанн I в СЧ и ЧН титулуется не только митрополитом, но и архиепископом. Однако в настоящее время исследователи считают твёрдо установленным, что митрополия в Киеве была открыта вскоре после Крещения Руси – в конце Х в. и потому относить первое перенесение мощей святых Бориса и Глеба с участием Иоанна I к 24 июля именно 1026 (или тем более 1020) г. нет необходимости. День гибели и соответственно памяти св. Бориса 24 июля к тому времени был уже устоявшейся датой, и тем самым в отличие от торжеств в 1072 и 1115 гг. дата памяти была заранее предопределена: на неё должна была ориентироваться дата освящения храма и положения в нём мощей независимо от дня недели. Упоминание анонимного Киевского «архиепископа» в рассказе о событиях 1018 г. в латинской хронике Титмара Мерзебургского исследователи не могут рассматривать в качестве соответствия терминологии СЧ и ЧН, поскольку лат. archiepiscopus означало именно митрополита. Не менее важно и то, что ранняя датировка перенесения мощей св. князей при Ярославе и Иоанне I сталкивается с трудностями, главнейшая из которых – умолчание о святых Борисе и Глебе в «Похвале князю Владимиру» митрополита Илариона, которая не может быть младше 1040 гг., судя по упоминанию в ней правнуков Владимира (старший из внуков крестителя Руси, князь Владимир Ярославич, родился в 1020/1021 г.). Изложенные соображения лишают традиционную датировку святительства Иоанна I 1020 гг. каких-либо реальных опор и дают основание считать Иоанна I не предшественником, а преемником митрополита Феопемпта. В таком случае Иоанн I мог появиться на Руси, вероятнее всего, после заключения русско-византийского мира 1045/1046 г., т.к. в 1044 г. митрополита в Киеве, скорее всего, не было (вряд ли он мог допустить антиканоническую процедуру посмертного крещения останков Олега и Ярополка Святославичей, имевшую место в том году).

 



 
PR-CY.ru