ИОАКИМ Корсунянин - Страница 3

В литературе встречается мнение о принадлежности Иоакиму так называемой Иоакимовской летописи (известна в выписках Василия Никитича Татищева из сборника начала XVIII в.). Одни учёные, подвергая сомнению её атрибуцию Иоакиму, признают летопись важным источником, другие исследователи с начала XIX в., считая Иоакимовскую летопись памятником XVIII в., признают её уникальные сведения недостоверными. В XIX в. Иоакиму приписывали авторство древнейшей части Новгородской первой летописи (эта атрибуция была признана ошибочной после работ Алексея Александровича Шахматова по русскому летописанию). В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Иоакима сказано: «Подобием впросед, (борода) Николины доле гораздо, проста, в клобуке, ризы святительския» (Библиотека Академии Наук, без указания дня памяти). Подобный текст помещён под 13 ноября и в рукописи 1820 гг. (Российская национальная библиотека). Изображения Иоакима встречаются, главным образом, в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного извода. В частности, он был написан во втором ряду на «старинной» иконе с образом Софии Премудрости Божьей «в ризнице Черниговской кафедры». Иоаким представлен также на образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж) в первом ряду левой группы, в красноватой фелони, белом омофоре и клобуке, с окладистой седоватой бородой; на иконе небольшого размера письма новгородского священника Георгия Алексеева (1728 г., Третьяковская галерея) – полуфигура в верхнем ряду, в светлом облачении и белом клобуке, рядом с изображением Ионы Новгородского; исследователи предполагают, что Иоаким – на иконе XIX в. (с поновлениями XX в.) из нижнего придела церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. На иконе «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания Николая Михайловича Постникова фигура Иоакима в молении располагалась крайней справа в первом ряду святителей; Иоаким изображён в фелони, омофоре и клобуке, с окладистой бородой, на нимбе надпись: «iоакимъ». Необычно (средовек в митре, с потиром в деснице) Иоаким представлен на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX – начала XX в. из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде (надпись: «св. Iоакимъ корсu н.»). Единоличные образы Иоакима связаны с собором Святой Софии в Новгороде: это эмалевая дробница на митре из архиерейской ризницы, известная по описи собора, а также роспись в алтаре после поновления артелью Николая Михайловича Сафонова (1893–1896 гг.). Ростовой образ Иоакима был включён в стенопись придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя (1870 гг., художник Яков Степанович Башилов); в группу подвижников XI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия конца 1860 – 1870 гг., поновление – в 1970 гг..



 
PR-CY.ru