ИАДОР, Ткаченко Иларион Афанасьевич - Страница 2

Певческая практика лавры стала ответом на этот вопрос: митрополичий хор под управлением Иадора исполнял помимо традиционных лаврских напевов произведения композиторов начала ХIХ в. (Дмитрия Степановича Бортнянского, Алексея Фёдоровича Львова, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова и др.), современников Иадора (Петра Ильиса Чайковского, Александра Андреевича Архангельского, Александра Дмитриевича Кастальского и др.), «старинные произведения неизвестных авторов», а также обработки древних распевов Милия Алексеевича Балакирева, Степана Васильевича Смоленского, Дмитрия Моисеевича Яичкова, Николая Андреевича Римского-Корсакова и сочинения Иадора. Работа над обновлением репертуара велась постоянно, песнопения разучивались специально к определенным богослужебным дням. Митрополит Феогност высоко ценил свой хор, всегда предпочитал его соборному хору, а иногда даже требовал, чтобы хор пел и при его служениях в Софийском соборе. Значительная часть репертуара митрополичьего хора другими киевскими хорами не исполнялась. Звучание смешанного хора, судя по отзывам в прессе, поначалу вызывало различные впечатления и суждения. Так, священник Михаил Лисицын считал «исполнение и нюансировку… грубой, не художественной и не религиозно-выразительной, т.е. не возбуждающей и не отражающей религиозное настроение поющих, а так себе, изрядный рёв и вой с примесью крика альтов». Другие воспринимали такое пение как звучащее «стройно, умилительно и строго ритмично, с осмысленными и умеренными оттенками, но без претензий на изысканные эффекты, утонченность нюансировки и т.п.», т.е. как традиционный монастырский стиль исполнения. Несовершенство звучания хора объясняли отсутствием у Иадора необходимого образования. Критика возымела воздействие, и в 1904 г. Иадор поступил в музыкальное училище киевского отделения Российского музыкального общества, а через три года получил его аттестат. В 1908 г. был участником первого Всероссийского съезда регентов, на котором обсуждались проблемы работы церковных хоров, а также обменивались опытом регенты из разных епархий. Со временем мастерство Иадора и руководимого им хора усовершенствовалось настолько, что в прессе появлялись исключительно положительные и даже восторженные отзывы. В 1909 г. митрополичий хор дал благотворительный духовный концерт в зале Религиозно-просветительского общества в пользу Фрёбелевского общества (названного в честь немецкого теоретика дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля). В программу вошли произведения Александра Тихоновича Гречанинова, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, Константина Николаевича Шведова, обработка крюкового напева Николая Ивановича Компанейского. «Концерт был проведён с большой художественностью, и исполнение каждого номера отличалось законченностью и тонкой передачей».

 



 
PR-CY.ru