ИАДОР, Ткаченко Иларион Афанасьевич

ИАДОР, Ткаченко Иларион Афанасьевич (1865 – после 1938 гг.) – архимандрит, регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов. Родился в крестьянской семье. По словам Иадора, у него «с малых лет были способности к пению». Более 11 лет (с 1 мая 1878 г. по 28 октября 1889 г.) был певчим в хоре киевского Выдубицкого Свято-Михайловского монастыря, где приобрёл навыки хорового пения и управления хором под руководством опытного наставника – иеромонаха Авдия. С 31 октября 1889 г. был на клиросном послушании в Киево-Печерской лавре. С 1892 г. служил в конторе странноприимницы, одновременно исполнял обязанности регента в Скорбященской церкви Никольского Больничного монастыря. Впоследствии руководил хорами в разных храмах лавры. 22 ноября 1897 г. принял монашеский постриг. С 21 января 1898 г. – исполняющий обязанности регента митрополичьего хора, через два с половиной года утверждён в должности регента. Одновременно работал учителем пения в лаврской двухклассной школе (в то время называлась «пещерским училищем»). 9 мая 1900 г. рукоположён во диакона, 15 июня 1902 г. – во иерея. Как руководитель митрополичьего хора Иадор был хорошо известен в церковных и светских кругах Киева. Хор митрополита пел преимущественно в Крестовоздвиженской церкви, в Великой (Успенской) церкви – чаще на архиерейских литургиях в воскресные и праздничные дни наряду с клиросными хорами. В отличие от последних, состоявших только из монашествующих и послушников, митрополичий хор включал группу певцов, набираемых извне (в частности, мальчиков), из-за чего назывался смешанным (священник Михаил Михайлович Лисицын усматривал нарушение монастырского устава в таком смешанном, по его выражению «партесном», хоре). Кроме участия в лаврских службах часть хора сопровождала Киевского митрополита во время его поездок в Санкт-Петербург и пела на службах в церкви Киевского подворья (по данным В.И. Петра, в 1903 г. эта группа состояла из пяти мальчиков и четырёх взрослых). Эти поездки способствовали профессиональному росту Иадора как регента: в ноябре 1901 г. по благословению митрополита Киевского и Галицкого Феогноста II (Лебедева) Иадор специально отправился в Санкт-Петербург «для более тонкого ознакомления с церковным пением», «хорами и придворной капеллой». Деятельность Иадора неотрывна от истории лаврского пения на рубеже ХIХ и ХХ вв. и связана с дискуссией о возможных направлениях его развития, о его достоинствах и недостатках. В прессе, в частности, обсуждался вопрос о певческом репертуаре митрополичьего хора. Священник Михаил Лисицын выразил сомнение, возможно ли в принципе в Киево-Печерской лавре, сохраняющей древнейшие уставные традиции, исполнение нелаврского распева.

 



 
PR-CY.ru