ИОАКИМ - Страница 2

В писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. есть запись: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» В писцовой книге Шелонской пятины 1575/1576 г. даётся следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нём храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да чёрной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки». Таким образом, если считать, что Иоаким был основателем Опочского монастыря, время его жизни исследователи готовы отнести к XV – началу XVI вв. В некоторых публикациях Иоаким назван учеником Евфросина Псковского (ум. в 1481 г.), что исследователи считают вполне возможным, однако в перечне учеников псковского святого имя Иоакима не встречается ни в одной из редакций Жития преподобного Евфросина. Архиепископ Сергий (Спасский) указывает память обретения мощей Иоакима (которое, по мнению исследователей, имело место в XVI в.) в Белозерских святцах под 27 апреля; в Коряжемских святцах 1621 г. под 19 апреля: «В той же день обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоакима, иже во обители святаго пророка Илии в Опатцком монастыре на реке на Шелони во области великаго Новаграда». Не позднее 1688 г. Опочский монастырь был упразднён и превращён в приход. В настоящее время мощи Иоакима покоятся под спудом в церкви в честь Благовещения (с приделами во имя пророкам Илии и Иоанна Предтечи), построенной в 1772 г. на месте Ильинской церкви (где, как полагают исследователи, мощи находились раньше; в справочной литературе XIX–XX вв. ошибочно указывается местонахождение мощей в Ильинской церкви) в деревне Опоки. Канонизация Иоакима подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учреждённый около 1831 г. (празднование подтверждено 10 июля 1981 г.), и в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено 10 апреля 1987 г. Несмотря на упоминания о почитании Иоакима в XVI–XVIII вв., его изображения до второй половины XIX в. исследователям неизвестны. Имя Иоакима без описания внешности встречается под 19 апреля в иконописном подлиннике 1820 гг. (Российская национальная библиотека). В описях монастырей и церквей Пскова и его уездов XVI – начала XX вв. об иконах преподобного сведений нет.

 



 
PR-CY.ru