ИОАКИМ I - Страница 3

Поэтому Иоаким I часто изображается в житийных циклах Саввы Сербского, в сцене его успения. Согласно Житию, Иоаким I скончался 18 января 6754 (1246) г., но византийский современник Георгий Акрополит и его продолжатель Феодор Скутариот сообщают, что во время осады в 1237 г. крепости Дзурулл (ныне Чорлу, Турция) Иоанн Асень II получил известие о смерти жены, ребёнка и «тырновского епископа», во второй версии – «тырновского архиерея». Болгарская историография отдаёт предпочтение сведениям Жития, считая, что византийские историки ошиблись. Как патриарх, Иоаким I должен был быть похоронен в одной из столичных церквей, но сведений о его захоронении и мощах не сохранилось. Житие заканчивается смертью святителя и опускает свойственный этому жанру рассказ о его посмертных чудотворениях. Поэтому исследователи предполагают, что оно было написано в Тырнове вскоре после смерти Иоакима I с целью упрочить патриарший статус Болгарской церкви и предотвратить попытки его пересмотра Константинопольской патриархией. Исследователям неясен вопрос о литургическом почитании Иоакима I в XIII в. В большинстве случаев написание Жития святого подразумевает и создание службы ему. Однако никому из святых, почитавшихся в Тырнове в эпоху первых Асеней (конец XII – середина XIII вв.), не было в это время написано полноценной оригинальной службы (гимнографические тексты в честь самых чтимых из них (Иоанна Рильского и Параскевы) были переведены с греческого). Поэтому исследователи не исключают, что в честь Иоакима I (подобно Могленскому епископу Илариону и Михаилу Воину) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до настоящего времени. Память Иоакима I не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII – раннего XIV вв. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По мнению исследователей, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание Иоакима I прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям Иоакима I (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болгарских книжников в эпоху национального возрождения (вторая половина XVIII – третья четверть XIX вв.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещённый в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»), но встречающийся и в отдельных списках, например, в сборнике конца 1810 гг. хиландарского происхождения.



 
PR-CY.ru