ИОАКИМ I - Страница 2

На Соборе провозгласили «патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание». Помимо Синодика царя Борила это подтверждают и другие источники. Так, византийский историк Георгий Акрополит без упоминания Иоакима I сообщает, что в Лампсаке «по императорскому и соборному определению архиерей терновский, подчинённый Константинопольскому патриарху, сделан был автокефальным и провозглашён патриархом». Кратко об этом событии рассказано в повести (именуемой в болгарской исследовательской литературе «Летописный рассказ») о перенесении мощей Параскевы (Петки) в Тырнов, написанной в 1230 гг. и помещённой в сербской Минее праздничной с проложными Житиями (не позднее 1346 г.; Исторический музей) под 26 июля как чтение в память мученицы Параскевы: «Послал благоверный царь Иоакима мниха, отца своего многосмиренного и преподобного, в медоточивом учении преити от Цариграда (Тырнова) в Никею великую, благословение приети архиерейское». Также сообщается, что «и тако идущу му в Каликратию и ту приобрете себе за помена святей пение и хвалу тою и житие», т.е. по дороге в Никею в Каликратии (полуостров Халкидики) Иоаким I приобрёл Житие св. Параскевы (Петки), Похвалу и службу ей (мощи святой около 1230 г. были перенесены в Тырнов). Исследователи по-разному толковали некоторые формулировки источников о Соборе и об избрании Иоакима I патриархом. Например, уточнение в тексте Жития, что он был поставлен патриархом на Соборе «всех западных архиереев», трактовалось либо как противопоставление болгарских, считавшихся «восточными» архиереев «прозападным» иерархам Никейской империи, либо как противопоставление «западных», тырновских и охридских архиереев «восточным», византийским, либо даже как указание на создание текста на востоке, в пределах Византийской империи. Источники дают разные версии последовательности принятия Иоакимом I патриаршего достоинства: из Жития и «Летописного рассказа» исследователи сделали вывод, что он сразу стал патриархом, минуя сан архиепископа, а из сообщения Синодика царя Борила сделали вывод, что он прежде был хиротонисан во архиепископа. Патриаршая деятельность Иоакима I в Житии, в основном, описана стандартными формулами: акцентированы его заботы о благочестии паствы и правителей, ходатайства за осуждённых и впавших в царскую немилость. Иоаким I участвовал в приёме в Тырнове Сербского архиепископа Саввы, возвращавшегося из паломничества в Святую землю, а после его смерти в болгарской столице (13 января 1236 г.) – в его погребении, а впоследствии – в освидетельствовании мощей и чудотворений от них и в их торжественной передаче сербскому королю Владиславу для перенесения в Сербию.

 



 
PR-CY.ru