ИНДИКТ, индиктион - Страница 2

Однако традиция, по которой датой начала индикта стало 1 сентября, сложилась не сразу. Так, из памятников V в. следует, что на Востоке империи индикт начинался позднее. Надпись 452 г. в Халкидоне с датой 22 сентября («по истечении пятого индиктиона») предполагает начало индикта не раньше 23 сентября. Дата землетрясения 458 г. в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт»; таким образом, 12-й индикт начался не 1 сентября, а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрём, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона. По мнению исследователей, начало индикта совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи. Так, в Антиохии началом года в I–V вв. было 1 гиперберетайоса (тишрина), т.е. 1 октября; не раньше 483 г. было перенесено на 1 сентября. Во многих календарях греческого Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, т.е. с 23 сентября – днём рождения императора Августа: Асия, Вифиния, Памфилия, остров Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сирийский Маббуг). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с индиктом, приуроченным к началу египетского года (1 тоута – 29 августа), применялись и «александрийские» индикты с началом в мае. Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского собора (август 449 г. обозначен как третий индикт вместо принятого второго). 1 сентября было признано началом индикта во второй половине V в. (древнейший пример – дата кончины Симеона Столпника, 2 сентября 459 г., «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сирийском Житии, написанном в 474 г.). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» индикта произошёл с 462/463 г. После указа Юстиниана I Великого об обязательной датировке по году царствования (537 г.) система летосчисления по консулам-эпонимам выходит из употребления (последний из них был назначен в 541 г., после чего консулами становились только императоры) и 1 января (традиционная дата вступления консулов в должность) постепенно теряет статус официального начала года. В VI–X вв. в Византии существовало множество других вариантов начала года: с 25 декабря, с 1, 21 или 25 марта, с Пасхи, с начала правления императора и др. В богослужебную литературу 1 сентября вошло не как начало года, а именно как начало индикта. В качестве «новолетия» в некоторых литургических памятниках закрепилось 23 сентября – праздник зачатия Иоанна Предтечи Елисаветой.

 



 
PR-CY.ru