ИЛЬДЕФОНС - Страница 7

Существует критическое издание испанского перевода сочинения «О приснодевстве...», выполненного в 1444 г. архипресвитером из Талаверы. Сведения о почитании Ильдефонса в Испании в вестготский и мосарабский периоды (до XI в.) немногочисленны. В заметке Иулиана Толетского и в Мосарабской хронике 754 г. Ильдефонс представлен, прежде всего, как церковный писатель и богослов. В начале IX в. Толедский епископ Элипанд называл его в числе «святых досточтимых отцов», установивших православное учение о Богосыновстве. На произведения Ильдефонса ссылался также аббат Самсон в «Оправдании» (864 г.). Позднее известностью пользовался трактат Ильдефонса «О приснодевстве...», который был самым распространённым в Испании сочинением после книг Священного Писания и богослужебных текстов. Болландисты указывали, что память святого отмечена в «древних рукописных мартирологах», однако приведённая ими запись не соответствует записям в известных мосарабских календарях. В одном из календарей указано, что в день памяти Ильдефонса 23 января положена месса с шестью библейскими чтениями. В другом фрагментарном календаре указано «преставление господина Ильдефонса, епископа Толетского». В Готском бревиарии, составление которого приписывалось Исидору и Ильдефонсу, память Ильдефонса была добавлена в издании 1502 г. Во франкских «исторических мартирологах» IX в. память Ильдефонса также отсутствует. Базилика св. Левкадии, где находились захоронения Толетских епископов, пришла в упадок после арабского вторжения (711 г.) и, как полагают исследователи, во время длительной осады Толедо кордовским халифом Абд ар-Рахманом III в 930–932 гг. была разрушена. В период арабского владычества мощи многих испанских святых были вывезены в христианские государства на севере полуострова, однако сведения о мощах Ильдефонса не сохранились. По некоторым данным, его мощи или их часть были вывезены в Овьедо. О почитании Ильдефонса в мосарабский период свидетельствует лишь его Житие, написанное на далёкой от классических норм мосарабской латыни, авторство которого приписывается епископе Сихиле. Агиограф упоминает о своих предшественниках – Урбане, руководителе хора Толетской кафедры, и архидиаконе Эвантии (первая половина VIII в.), которые либо передавали рассказы о деяниях Ильдефонса, либо написали о них пространное сочинение. Вопрос о датировке Жития Ильдефонса остаётся нерешённым. Болландист Б. де Геффье относил его к X–XI вв. В некоторых рукописях авторство Жития приписывается епископу Элладию (ум. в 632 г.), однако в наиболее раннем из сохранившихся манускриптов, созданном в 994 г., автором назван Сихила. Э. Кристис относит составление Жития ко второй половине VIII в., не исключая того что оно могло быть составлено епископом Сихилой.

 



 
PR-CY.ru