ИЛЬДЕФОНС - Страница 4

Исследователи полагают, что сочинение было закончено в Толете около 700 г., однако Альвар Кордовский (IX в.) сообщал, что видел текст без дополнений. Единственная рукопись с авторским вариантом произведения также относится к IX в. В прологе Ильдефонс отмечает, что начало традиции подобных сочинений было положено Иеронимом Стридонским и его продолжателем Геннадием Массилийским (Марсельским), в вестготской Испании в начале VII в. такой труд был создан Исидором Гиспальским. Сочинение Ильдефонса исследователи рассматривают как продолжение произведения Исидора, однако отмечают, что оно имеет характерные особенности. Ильдефонс включил очерки не только о церковных писателях, но и о других значительных деятелях церкви – об испанских проповедниках и интеллектуалах, о литературных произведениях которых нет сведений. Главы 9 и 12 Ильдефонс посвятил Исидору и Браулиону, хотя подобные тексты, написанные самим Браулионом, имелись в дополнении к сочинению Исидора «О знаменитых мужах». Произведение Ильдефонса состоит из 14 глав, единственным неиспанским писателем, упомянутым в перечне, является Григорий I Великий. Семь глав посвящены Толетским епископам VII в. (последний, о котором идёт речь, – Евгений II). Представляя Толетскую кафедру как центр интеллектуальной жизни Испании, Ильдефонс стремился рассказать о деятельности авторов, создававших нравственно-аскетические сочинения (например, Доната Африканца). По мнению Ж. Фонтена, Ильдефонс хотел дать примеры пастырской деятельности и аскезы и в этом отношении его сочинение приближается к «Диалогам...» Григория I Великого. Однако Ильдефонс был далёк от идеализации героев своего сочинения – в прологе содержатся сведения о личных недостатках и дурных действиях некоторых Толетских епископов. По мнению исследователей, сочинение «О знаменитых мужах» является источником сведений, нередко уникальных, по истории церкви в Испании VII в. Особой ценностью, по их мнению, обладает информация о Толетской кафедре и о тех епископах, с которыми Ильдефонс был лично знаком. «О приснодевстве Марии» («De virginitate perpetua Sanctae Mariae») – самое известное и распространённое произведение Ильдефонса в Средние века, оно представляет собой восхваление Богоматери и защиту догмата о Её приснодевстве от «троих неверных» – еретиков Иовиана и Гельвидия (вторая половина IV в.), которые разделяли антидикомарионитскую точку зрения (признавали девство Богоматери только до Рождества Христова), и некоего иудея (как полагают исследователи, собирательный образ). Первая часть этого пространного богословского трактата посвящена доказательству девства Богоматери после зачатия и во время Рождества Христова (против Иовиана), во второй доказывается, что Она хранила девство до Успения (против Гельвидия), в третьей утверждается приснодевство Богоматери в вечности (против иудея).

 



 
PR-CY.ru