ГЕРАСИМ, Фирсов - Страница 3

В этом позиция соловецкого монаха близка к позиции московских книжников и справщиков Печатного двора в первой половине XVII в., в частности, Арсения Глухого. В «Показании от Божественных писаний» Герасим приводит пример непоследовательности, на его взгляд, существующей в системе церковных праздников, когда памяти равных по статусу апостолов празднуются с разной степенью торжественности, и предлагает вариант соответствующих исправлений. В полемике о пределах власти царя и патриарха, актуальной в связи с делом патриарха Никона, Герасим, осуждая крайности самовластия на примере мученической кончины митрополита Филиппа, отстаивал независимость духовной власти от светской и право священнослужителей на учительство по отношению к мирянам. Автографы всех сочинений Герасима сохранились в библиотеке Соловецкого монастыря, широкое распространение получил только Трактат о двоеперстии (сохранился в 33 списках XVII–XVIII вв.). Как писатель Герасим интересен исследователям редким и довольно архаичным для XVII в. стилем «плетения словес» (это впервые отметил академик Виктор Владимирович Виноградов в «Очерках по истории русского литературного языка XVII–XIX вв.»), особым вниманием к форме произведений: так, Похвальное слово митрополиту Филиппу построено по принципу алфавитного акростиха – каждый абзац начинается с очередной буквы алфавита. По мнению исследователей, Герасим был искусным писцом, имел характерный почерк («мелкое письмо»), напоминающий греческий минускул. Его каллиграфическая манера сформировалась под влиянием одного из наиболее авторитетных соловецких книжников середины XVII в. – Сергия (Шелонина). Герасим почти не занимался переписыванием книг, его автографы, в основном, представляют собой этапы работы над собственными сочинениями. Современники невысоко оценивали нравственные качества соловецкого писателя: его обвиняли в пьянстве, драках, кражах (в миру в Москве и позднее на Соловках), в коварстве и лживости. Бо́льшая часть обвинений исходила от противников соловецкого монаха, но даже соратники признавали «лукавство» Герасима, да и сам он этого не отрицал. В «Показании от Божественных писаний» Герасим отмечает, что судить об истинности литературных произведений надо по их содержанию, а не по жизни автора, поскольку бытовые грехи не влияют на правдивость слов. Более того, он считал, что для спасения душ паствы пастырь имеет право лгать, потому что все средства хороши для достижения доброй цели (в подтверждение своих слов Герасим приводит притчу о докторе, исцеляющем больного с помощью обмана, литературный источник которой исследователями не установлен). Тяжёлый нрав и сомнительные моральные принципы Герасима не повлияли на его авторитет в Соловецком монастыре, а также среди старообрядцев, почитающих его как одного из первых апологетов.



 
PR-CY.ru