ГЕРАСИМ, Фирсов

ГЕРАСИМ, Фирсов (ум. в 1667 г.) – деятель раннего периода старообрядчества, писатель, полемист. До поступления в первой половине 1640 гг. в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь, где Герасим принял постриг, он какое-то время жил в Москве. В середине 1640 гг. на Соловках Герасим создал первые произведения: Похвальное слово Иоанну Лествичнику и цикл сочинений, посвящённых Московскому митрополиту Филиппу (Службу, Похвальное слово на перенесение мощей и краткое Житие), цикл был приурочен к перенесению мощей святителя в Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря в 1646 г. В 1652 г. соловецкий уставщик Никодим намеревался представить сочинения Герасима о митрополите Филиппе патриарху Никону, но это не осуществилось из-за смерти Никодима. Судя по свидетельству Герасима в его письме архимандриту Саввина Сторожевского монастыря Никанору («Показание от Божественных писаний», около 1657 г.), соловецкий книжник рассчитывал на утверждение своих сочинений патриархом и использование их в торжествах, связанных с переносом мощей Филиппа с Соловков в Москву в 1652 г. Однако надежды Герасима не оправдались. В 1653 г. он после наказания плетьми был сослан в Корельский во имя святителя Николая монастырь, причиной чего послужила челобитная Герасима патриарху Никону на соловецкого архимандрита Илию (её текст исследователям не известен). По их мнению, этот эпизод связан с попыткой соловецкой братии в 1653 г. сменить настоятеля: на место архимандрита Илии по общему приговору был избран соловецкий постриженик Никанор – друг Герасима. Никанор выехал для поставления в Москву, но неожиданно стал архимандритом Саввина Сторожевского монастыря, а Илия сохранил должность. К 1658 г. Герасим уже был на Соловках, в чине соборного старца. Исполнял приказную службу на рыбных промыслах в Варзуге, Умбе и дважды в Яренге. Его отношения с архимандритом Илиёй заметно улучшились. Так же как и настоятель Соловецкого монастыря, Герасим был противником богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном. Между 1656 и 1658 гг. книжник написал в защиту старых обрядов Трактат о двоеперстии («О сложении перстов десныя руки»). Сочинение разделено на две части: в первой автор приводит авторитетные свидетельства в пользу двоеперстия, выстроенные в хронологическом порядке (эта часть похожа на многие ранние старообрядческие сочинения), во второй разбирает вопрос о перстосложении для крестного знамения с богословской точки зрения, показывая, какие догматы должна иллюстрировать та или иная форма сложения перстов. В трактате Герасим демонстрирует прекрасное знание богословской литературы, умение логически выстраивать систему доказательств. После того как в 1660 г. настоятелем Соловецкого монастыря вместо скончавшегося в 1659 г. Илии стал Варфоломей, умеренный сторонник богослужебной реформы,

 



 
PR-CY.ru