ГИМНОГРАФИЯ - Страница 35

В конце XIII в. появилась секвенция «Stabat mater» («Стояла Матерь»), авторство которой долгое время приписывалось францисканцу Якопоне да Тоди (ум. в 1306 г.). Традиционная атрибуция Фоме из Челано секвенции заупокойной мессы «Dies irae» («День гнева») также ставится исследователями под сомнение. Множество литургических поэм на основе «Золотой легенды» написал архиепископ Милана Ориго Скаккабароци (ум. в 1293 г.). В XIV–XV вв. латинская гимнография начинает терять церковный характер. Многие авторы составляли гимны для частного употребления. Наиболее известные гимнографы этого времени – цистерцианец Кристиан фон Лилиенфельд (ум. до 1332 г.), картузианец Конрад фон Гаминг (ум. в 1360 г.), архиепископ Пражский Иоганн фон Йенштайн (ум. в 1400 г.), Фома Кемпийский (ум. в 1471 г.). Филипп де Мезьер из Пикардии (ум. в 1405 г.) написал гимны для установленных в этот период праздников Визитации и Введения во храм Пресвятой Девы. Жан Жерсон (ум. в 1429 г.) первым создал гимн в честь св. Иосифа Обручника. Более 120 гимнов составил мистик Дионисий Картузианец (ум. в 1471 г.). Исследователям известно несколько гимнографов из Скандинавских стран (Рагвальд, Бринольф Альгатссон, епископ Скары, Петр Олафсон, Биргер Грегерссон, еп. Уппсалы, и др.). Интеллектуалов Нового времени не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в Средние века. Папа Лев X (1513–1521 гг.), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария. Исправлением текстов гимнов занимался Дзаккария Феррери (около 1523 г.). Однако уже подготовленный к изданию рукописный проект сгорел в Риме в 1527 г. В первом издании Бревиария Франсиско Киньонеса (1535 г.) гимны были полностью исключены из служб суточного круга (частично восстановлены во втором издании). «Breviarium Romanum restitutum», утверждённый Тридентским собором, включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623–1644 гг.) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), которая занималась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов и исключила некоторые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий – в 1632 г. Дальнейшее развитие латинской гимнографии было связано преимущественно с составлением служб новоканонизированным святым, чем занимались гимнографы Конгрегации священных обрядов. В XX в. благодаря трудам палеографов и историков, а также деятельности сторонников литургического движения были изданы, а после реформ второго Ватиканского собора введены в церковное употребление древнейшие образцы латинской гимнографии. Составлен ряд новых песнопений. Ради внесения разнообразия для каждого часа был установлен двойной цикл гимнов. При этом разрешено использовать новые поэтические произведения, за исключением народных песен. С разрешением в католической церкви богослужения на национальных языках начала развиваться и национальная гимнография, основанная на латинских моделях.



 
PR-CY.ru